Как развить усидчивость у ребенка

Старший воспитатель Е.Н. Редичкина

Дети любят все яркое и привлекающее внимание. Поэтому лучше покупать игрушки ярких цветов и интересного содержания. Также можно придумать интересную сказочную историю для выполнения какого-нибудь задания и заинтересовать ребенка для его выполнения.

Атмосфера должна быть спокойной, сосредоточенной и приятной. Ребенка ни что не должно отвлекать от занятия или игры. Телевизор или музыка обязательно должны быть выключены.

Обязательно показывайте свои эмоции — радость и заинтересованность процессом игры. Ребенок смотрит на Вас и старается повторять Ваши же действия.

Хвалите и поощряйте успехи Вашего малыша. Это будет стимулировать его положительные действия.

Не стоит одергивать ребенка, если ему совершенно неинтересно занятие. Лучше отложить эту игру на некоторое время (неделю-две). Может Ваш ребенок еще не готов к таким играм. А вместо того, чтобы ругать его и постоянно одергивать, лучше подыскать более увлекательное занятие.

Развивая внимательность и усидчивость, мы учим ребенка терпению, добиваться своей цели и умению доводить дело до конца. Своим примером мы показываем как себя надо вести, контролировать свои эмоции. Также и ребенок сам себя контролирует во время игры и, разумеется, самостоятельно решает ход этой самой игры. А если в игре участвуют несколько человек (в том числе и родители), то ребенок вынужден подстраиваться под всех участников, тем самым проявляя терпение и целеустремленность.

Труд — это лучший способ воспитания терпимости и желания добиться цели. Почти все малыши любят помогать взрослым по хозяйству. И не стоит их отгонять и просить не мешать. Наоборот, детскую помощь нужно одобрять и по возможности позволять ребенку помочь вам в домашних делах, например, вытереть пыль, выбросить мусор, подмести или пропылесосить комнату и включить стиральную машинку. Ваша терпимость и снисходительность в неудачах крохи только усилит его желание помогать и быть Вам полезным. А агрессия и гнев наоборот, отобьют все желание что-либо делать и в будущем. Вы сами, будете, потом сердится на своего малыша.

Не стоит забывать, что во время болезни дети не могут продолжительное время концентрировать внимание. Они быстро устают и хотят переключиться на другое занятие. В здоровом же состоянии, ребенок выдерживает занятие в 15-20 минут, потом лучше переключить внимание малыша на другое интересную ему игру. Немаловажно учитывать интересы и пожелания самого ребенка.

Непосредственно перед игрой лучше спросить, во что он хочет сейчас играть. Это поможет Вам, так как ребенок сам выберет вид деятельности, который ему интересен.

Игры на развитие усидчивости и внимания

Съедобное-несъедобное. Всем известна эта детская игра с мячом. Но не в любом возрасте малыш так хорошо управляется с мячом.

Найди отличия. Показываем ребенку два похожих рисунка или игрушки и просим найти отличия. Для начала лучше брать простые и крупные рисунки с явными отличиями, чтоб ребенок быстро и без проблем смог их найти. А потом с каждым разом рисунок можно усложнять.

Что пропало? Берем несколько игрушек и рассматриваем их вместе с ребенком, а потом просим малыша закрыть глазки и одну из игрушек прячем. Малыш должен понять какая игрушка пропала. В более старшем возрасте можно добавить к этому и игру «тепло-холодно», тем самым подсказывая ребенку, в каком направлении искать пропавший объект.

Также для развития усидчивости нам помогут такие занятия как:

лепка — пластилин развивает мелкую моторику рук, изучение цветов. А вместе с родителями малышам понравится лепить животных и сказочных персонажей. Будьте внимательны при подборе пластилина — смотрите возрастные ограничения!

собирать пазлы и мозайки — опять развитие мелкой моторики, усидчивость и развитие фантазии. Из мозайки можно собирать рисунки и целые картины, а пазлы дают ребенку возможность собрать уже готовое изображение.

рисование и аппликации. Для начала можно нарисовать простую фигуру и попросить ребенка разукрасить ее, не выходя за контур, со временем усложняя рисунок. Тоже самое и с аппликацией — для начала можно из деталей наклеивать дом, машину.

При богатой родительской фантазии можно придумать разнообразные увлекательные игры, которые разнообразят ваш рабочий день с ребенком и наполнят его радостью и весельем.

Игры и задания должны обязательно соответствовать уровню развития ребенка. Если ему неинтересно — быть может, причина в том, что ему сложно или, наоборот, слишком просты задания? Или — если он очень любит играть, гулять, — так может быть, для него занятия не игра, а обязаловка? И неусидчивость — своеобразная форма протеста? Или, может быть, ему не нравится система в развивающем центре? Выясните этот вопрос и если дело похоже на правду, то предложить родителям найти другой центр с другим подходом к занятиям.

Как развить у ребенка усидчивость, что главное в этом деле?

Важно любое задание доводить до конца (выполнить оговоренное, убрать за собой, вымыть руки и т.д.). Это обязательное условие. И делать это желательно тоже в игровой форме. Не приказывая, а как бы продолжая игру. Это могут быть не игры, а другие занятия. Главное, чтобы они пробуждали интерес и захватывали внимание ребенка. Например, украшение воздушными шарами детской комнаты. Если ему сложно сделать что-либо самому, делайте это вместе, устройте соревнование, кто быстрее уберет игрушки, карандаши. Привить неусидчивому ребенку интерес к таким играм и занятиям, разумеется, непросто — можно столкнуться с его вечными «не хочу — не буду». Но здесь надо проявлять терпение, изобретательность и, можно даже сказать, искусство воспитателя.

Выработать у ребенка усидчивость будет сложнее, если вокруг него слишком много доступных игр, которые рассеивают внимание. Уберите лишние игрушки и время от времени меняйте их. Старайтесь с одной игрушкой придумывать разные варианты игры, пусть он сосредоточится на ней. И не забывайте про поощрения! Хочет мультик — пожалуйста, когда выполнил задание. Сделал — отдыхай!

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Старайтесь во время вспышки гнева у ребенка удалиться куда-нибудь. Если ребенок следует за вами, значит он хочет продемонстрировать вам свой негатив. Не нужно его в этом поощрять. Если дать возможность ребенку самому успокоиться и далее в доброжелательной обстановке продолжить общение, то он поймет, что демонстративными выпадами ничего не добьется и перестанет это делать.

Научить ребенка усидчивости будет проще, если избегать критических замечаний. Далеко не всякий взрослый, откровенно говоря, способен адекватно воспринимать критику, а у ребенка и вовсе могут опуститься руки.

Чаще хвалите ребенка за его успехи, даже самые мелкие. Но и не перехваливайте — иначе он решит, что уже всего достиг и дальше трудиться нет смысла. Похвала должна быть заслуженной и разумно соответствовать уровню достигнутого успеха.

Трудные задачи разбивайте на несколько заданий. Давайте ребенку инструкции короткие и простые. Неусидчивым детям трудно запомнить задание, если оно содержит слишком много информации.

Можно попробовать заняться упражнениями по релаксации. Таким детям показаны упражнения по глубокому дыханию и занятия йогой.

Но могут быть и другие причины детской неусидчивости: хроническое воспаление среднего уха, заболевание щитовидной железы, расстройство зрения, тревога, страх, депрессия. Возможен и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностировать это может только специалист. Не пренебрегайте врачебной консультацией. Раннее медикаментозное лечение поможет ребенку быстрее справиться со своей проблемой.

Предлагаем небольшую шпаргалку:

• Помните, что детки любят всё яркое и интересное. Поэтому, если вы хотите увлечь ребёнка выполнением какого-либо задания, расскажите ему о привлекательных моментах данной деятельности. Также можно поведать невероятную сказочную историю, связанную с выполнением задания, или сделать занятия похожими на соревнования.

• Чтобы занятия были продуктивными, необходимо создать спокойную и благоприятную атмосферу. Так что отложите подальше игрушки и позаботьтесь о том, чтобы был выключен телевизор.

• В процессе занятия выражайте свои эмоции, радуйтесь и удивляйтесь вместе с малышом.

Ну и, конечно же, не забывайте хвалить ребенка за успех.

• Имейте в виду, что речь — одно из главных средств, способствующих формированию внимания. Поэтому комментируйте все, что вы делаете, а также попросите ребенка проговаривать свои действия и делиться с вами мыслями о том, что он собирается сделать. Таким образом, ребенок будет учиться планировать свои действия. Если у малыша еще не получается выстроить план, помогите ему справиться с этой непростой задачей, поинтересуйтесь: «Что ты сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Посмотри туда...», «А еще можно сделать вот так».

• Если, несмотря на все ваши старания и ухищрения, ненаглядное чадо то и дело крутится по сторонам в поисках 6олее увлекательного занятия, не вздумайте обуздать его порывы повелительными фразами типа: «Успокойся!», «Не вертись!». Лучше предложите ребенку окончить начатое дело: «Посмотри, тебе осталось доделать совсем немного», «Давай нарисуем еще цветочек» и т.д.

Для того чтобы занятия были на радость ребенку и приносили максимум пользы, родители всегда должны помнить, что:

— 5-летний ребенок может концентрировать внимание на одном занятии около 15 минут, затем ему необходимо сменить вид деятельности;

— нельзя требовать от ребенка сидеть над заданием больше, чем он способен;

— у впечатлительных, болезненных и ослабленных деток уровень концентрации ниже, поэтому они чаще отвлекаются.

И еще, возьмите на заметку несколько моментов:

• не ждите, что ребенок сам начнет проявлять терпение. От­ветственность за формирование этого качества у малыша лежит на взрослом;

• мама и папа должны ор­ганизовывать деятельность ребенка. Не лишним при этом будет поинтересоваться: «Что ты сейчас будешь делать, а что потом?»;

• всячески подбадривайте, поощряйте и хвалите малыша. Не ограничивайтесь обыденны­ми словами «умница» и «моло­дец». Лучше укажите ребенку на то, что ему удалось особенно хорошо. А главное — объясняй­те, почему он добился успеха: «Ты старался, добивался своей цели и был терпелив, поэтому у тебя все получилось». Если же у малыша пока еще не все получа­ется, успокойте его, поддержите. Объясните ему, что «для того чтобы все получилось, иногда необхо­димо проделывать одну и ту же работу несколько раз. Именно так мы учимся всему».

Игры на развитие внимания.

Найди отличия. Покажите малышу два похожих рисунка и попросите найти отличия.

Что пропало? Поставьте перед ребенком 3-7 игрушек (количество игрушек зависит от возраста малыша), а затем попро­сите его закрыть глаза и спрячьте одну игрушку. После этого дайте сигнал открыть глаза. Он должен сказать, какой игрушки не хвата­ет.

Съедобное — несъедобное. Вы бросаете ребенку мяч, при этом называете слово. Ребенок должен поймать мяч только в том случае, если вы назвали что-то съедобное, а если нет — следует опускать руки.

Делай как я! Под считалку вы ритмично выполняете про­стые движения (например, ки­ваете, хлопаете в ладоши, топа­ете ногой), а ребенок повторяет за вами. Затем, неожиданно для малыша вы меняете движение. Ребенок должен сориентиро­ваться и повторить за вами но­вое движение.

Три задания. Малыш становит­ся в удобную позу, затем по сигналу «Раз, два, три — замри!» он должен замереть и оставаться неподви­жен. В это время вы называете три задания, а после команды «Раз, два, три — беги!» малыш отправляется на выполнение заданий. Причем задания необходимо выполнять именно в той последовательности, в которой вы указали. Вот пример заданий:

1. Назови какое-нибудь до­машнее животное.

2. Подпрыгни три раза.

3. Принеси синенькую машинку.

Игры, требующие усидчивости.

Если вы хотите дать малышу занятие, требующее усидчиво­сти, предложите ему:

Разукрашивать. Возьмите раскраску или сами нарисуйте какой-нибудь предмет и пред­ложите ребенку разукрасить его, не выходя за контур.

Лепить. Лепить из пласти­лина очень интересно и ве­село, особенно с мамой и па­пой. Попробуйте! Понравится всем!

Собрать пазлы или мозаи­ку.

Разложить детали мозаики по цвету.

Поиграть со шнуровками.

Пересыпать фасоль или горох в бутылку с узким гор­лышком.

Переливать воду из емко­сти с широким горлышком в емкость с узким горлышком.

Можно проявить фантазию и придумать множество игр, требующих скрупулезности и усидчивости. Однако родители не должны забывать предла­гать малышу и активные игры, чтобы он мог выплеснуть всю накопившуюся за день энер­гию. Кроме того, необходимо правильно подбирать время для занятий. Если у ребенка резвое настроение, лучше дать ему в этот момент побегать.

Принимайте своего малы­ша таким, какой он есть, и не ставьте ему в пример сосед­ских Машу, Сашу, Глашу или еще кого-то. Пусть даже те могут полча­са собирать пазлы, в отличие от вашего непоседы, который не высиживает за этим заняти­ем более 10 минут. Ни в коем случае не давите на ребенка! Если ребенок может высидеть только 10 минут, значит, за­нимайтесь именно столько. Главное — продолжайте зани­маться!

Интерес вашего ребенка не будет угасать в течение всего дня, если вы предложите ему разнообразные задания: сначала, например, ознакомление с цифрами, затем — с цветом и формой предметов, далее — подвижную игру. Малыш всегда будет знать: когда вы зовете поиграть, его ждет что‑то новое и интересное. А когда ребенку интересно — он усидчив и внимателен!

Кроме того, необходимо правильно подбирать время для занятий. Если у ребенка резвое настроение, лучше дать ему в этот момент побегать.

Обновлено: 14.01.2021 в 12:39.