Семинар-практикум по теме «Профессиональный стандарт «Педагог» как инструмент реализации ФГОС ДО»Семинар-практикум по теме «Профессиональный стандарт «Педагог» как инструмент реализации ФГОС ДО»

Этапы проведения:

Слайд № 1,2.

Вступительное слово заведующей Козедубовой О.А.

(тема семинара-практикума, цели и задачи...)

Цели и задачи:

  • формирование компетенций в вопросе «профессиональный стандарт «Педагог», умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме, вести диалог;
  • коллективообразование (неформальное общение, выявление личностно значимых компетентностей педагога, формирование в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога);
  • определение перспективы дальнейшей методической работы по внедрению профессиональных стандартов в сфере образования.

Вводная часть.

Инициация.

Старший воспитатель Редичкина Е.Н. предлагает участникам семинара встать в круг.

Упражнение «Аплодисменты»

— Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать мероприятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствовать друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим звукам, теперь двумя пальцами, тремя — аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это, порой, так необходимо в нашей жизни.

Психолого-педагогический тренинг «Мой профессиональный педагогический мир» — проводит педагог-психолог Редичкина Е.В..

Упражнение «Волшебные очки»

В этой коробке (показываю) хранится некий сюрприз, какой? Сейчас узнаем (вынимает очки). Очки эти волшебные, тот, кто их надевает — стремится к познанию нового! Прошу Вас примерить по очереди очки и ответить на вопрос: «Что вы ожидаете от сегодняшнего семинара?»

Слайд № 3.

Погружение в тему (участники делятся на 3 группы)

Упражнение «Сложи пазл и объясни значение». А теперь вспомним сказку «Снежная королева». Она предложила Каю составить слово. Перед вами буквы, определенное сочетание которых обозначает глоссарий темы нашей встречи. Выложите и объясните их значение.

-профстандарт — документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.

-профкомпетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

-ИКТ компетентность — квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

Слайд № 4.

  1. Основная часть.

Мини-лекция с презентацией «Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту»

«Профессиональный стандарт педагога (воспитателя)» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К педагогическим работникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

Слайд № 5.

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и при установлении систем оплаты труда. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Образовательный стандарт и профессиональный стандарт — два взаимодополняющих документа, являющихся инструментами повышения качества образования и инструментами реализации стратегии образования в динамично меняющемся мире. Научить, воспитать, развить воспитанника в соответствии с требованиями ФГОС может педагог, соответствующий современным профессиональным квалификациям.

«Педагог — ключевая фигура реформирования образования» (Из профессионального стандарта педагогов)

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. А одна из важнейших функций профстандарта: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Слайд № 6.

Управление процессом поэтапного введения профессионального стандарта педагога:

  1. Создание нормативной базы. Изучение документов по внедрению Стандарта педагога (федеральный, региональный, муниципальный уровень).
  2. Разработка пакета локальных документов, регламентирующих поэтапный переход на Стандарт педагога (положение о рабочей группе, приказов и др.).
  3. Разработка плана внедрения (дорожной карты) профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Ознакомление педагогов с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель)».
  5. Анализ степени соответствия педагогического коллектива профессиональному стандарту педагога.
  6. Определение «дефицита» необходимых для реализации профессионального стандарта компетентностей.
  7. Составление плана повышения квалификации в направлении недостающих компетенций.
  8. Разработка каждым педагогом своего индивидуального образовательного маршрута.
  9. Организация работы по повышению квалификации в соответствии с требованиями Стандарта педагога.

Слайд № 7.

Работодатель будет обязан применять профессиональный стандарт при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкции и установлении системы оплаты труда.

Слайд № 8.

Характеристика и функции стандарта

Профессиональный стандарт педагога — это рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации и качества выполнения трудовых функций, призванные к преодолению технократического подхода в оценке труда педагога, обеспечению координированного роста свободы и ответственности педагога за результаты труда, мотивации педагога на постоянное повышение квалификации.

Слайд № 9.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие.

Современный педагог должен обладать определенным набором личностных профессиональных качеств, а именно в области «Обучение»... Слайд № 10

«Воспитание»... Слайд № 11

"Развитие«...Слайд № 12

Слайд № 13.

В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые функции, умения и знания. «От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил», (Из профессионального стандарта педагогов) Учиться, повышать свою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно из основных современных качеств педагога. Первая магистральная линия: профессиональное самосовершенствование.

2 магистральная линия. «Профессиональная ИКТ-компетентность —квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога).

Чтобы реализовывать ФГОС, педагог обязан использовать цифровые технологии визуального творчества. В профстандарте целый раздел посвящён ИКТ компетентности педагога. Первое, что необходимо сделать для применения данной технологии — создать технические условия. В нашем образовательном учреждении имеется компьютерный класс и интерактивное оборудование (интерактивная доска с мультимедийным проектором, интерактивный стол, планшет, мультимедийная установка, ноутбуки).

3 линия — новые компетенции. Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательный процесс любых обучающихся:

-работа с одарёнными воспитанниками — активизировать педагогов и детей для участия в различных конкурсах и создать систему учёта, раскрыть способности каждого ученика, создать условия для развития каждого ребёнка в интересах его личностного роста.

— дети с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача — создать им условия образования на основе психолого-педагогических приемов. И работа с данной категорией детей и с детьми с ОВЗ — это командная работа. А умение работать в команде — это одно из требований профессионального стандарта.

Слайд № 14

4 линия «Внутренний и внешний аудит».

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Оценку соответствия педагога требованиям Профстандарта можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка, например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Это помогает:

Педагогу: проводить аналитическую работу о своей деятельности, увидеть профессиональное продвижение или наоборот профессиональную стагнацию.

Администрации: объективно оценивать успешность педагога и расширять методический диапазон Организации.

Аудиторам: проводить качественную и объективную экспертизу деятельности педагога.

Слайд№ 15.

В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время... Профессия педагог — творческая профессия. Свобода личная и профессиональная — необходимые условия для творчества. Стандарт создаёт условия для раскрепощения, но очень важно суметь этим воспользоваться.

Дорогу осилит идущий...

Слайд № 16.

Проработка темы.

Деловая игра «Портрет педагога»

1.Разминка

— Как зовут министра образования РФ?

-Васильева Ольга Юрьевна

-Как зовут министра образования Ростовской области?

— Балина Лариса Валентиновна

Слайд № 17,18.

  1. Мозговой штурм

Участникам предлагается разделиться на две группы. Группам предлагается составить портрет современного воспитателя.

Данные качества разделить на две части:

-качества воспитателя, которые ТРЕБУЮТ усовершенствования

-владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;

-владение ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

-готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

-умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д);

-умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка;

-готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку;

-владение психолого-педагогическими технологиями ( в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными воспитанниками: одаренные дети, социально-уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети, с особыми образовательными потребностями (дети с выраженными признаками аутизма, СДВГ и др, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения).

И -качества воспитателя полностью сформированы НЕ требующие корректировки

-иметь средне-специальное или высшее образование по профилю деятельности ОО;

-умение планировать, проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ занятия);

-владениями методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе;

— владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, умение выстраивать партнерское взаимодействие для решения образовательных задач;

-умение организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;

-знание специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

— владение теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

По итогам работы каждая группа представляет свой портрет и комментирует представленные качества.

Участникам предлагается проверить свои ответы на слайде (воспитатель с синими бусами, не требующий корректировки, с красными бусами — требует усовершенствования)

Слайд № 19.

  1. Тестирование.

«Концепция и содержание профессионального стандарта педагога»

Вопрос 1

Профессиональный стандарт педагога...

-инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире

-объективный измеритель квалификации педагога

-оба варианты верны (верный ответ)

Слайд № 20.

Вопрос 2

Способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач — это...

— квалификация педагога

— профессиональная компетенция (верный ответ)

-профессиональная ИКТ-компетентность

Слайд № 21.

Вопрос 3

Профессиональный стандарт педагога не применяется...

— при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность педагога

-при зачислении в педагогические ВУЗы (верный ответ)

-при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий

Слайд № 22.

Вопрос 4

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится...

-по результатам обучения, воспитания и развития учащихся (верный ответ)

-по количеству наградных документов, полученных за определенный период образовательной деятельности

-нет верных вариантов

Слайд № 23.

Проверь себя.

Слайд № 24.

Результаты теста.

Слайд № 25.

  1. Рефлексия.

Участникам предлагается ответить на вопросы:

— как вы себя чувствовали во время мероприятия?

— какую позицию вы занимали — активную или пассивную?

— Что понравилось или не понравилось во время проведения семинара-практикума?

— Что вы пожелаете нам и всем участникам встречи.

Упражнение «Смятый лист»

А сейчас возьмите, пожалуйста, по листу бумаги. Согните лист как вам хочется, а теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза.

А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы его не разглаживали. Вот так и в освоении профессионального стандарта много еще проблем и вопросов.

Мы желаем вам максимально комфортно преодолеть этот сложный путь. Пока мы живем, мы учимся! Спасибо!

Источник: интернет — ресурс)

Обновлено: 14.01.2021 в 12:39.