Семинар-практикум по теме «Профессиональный стандарт «Педагог» как инструмент реализации ФГОС ДО»Семинар-практикум по теме «Профессиональный стандарт «Педагог» как инструмент реализации ФГОС ДО»
Этапы проведения:
Слайд № 1,2.
Вступительное слово заведующей Козедубовой О.А.
(тема семинара-практикума, цели и задачи...)
Цели и задачи:
- формирование компетенций в вопросе «профессиональный стандарт «Педагог», умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме, вести диалог;
- коллективообразование (неформальное общение, выявление личностно значимых компетентностей педагога, формирование в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога);
- определение перспективы дальнейшей методической работы по внедрению профессиональных стандартов в сфере образования.
Вводная часть.
Инициация.
Старший воспитатель Редичкина Е.Н. предлагает участникам семинара встать в круг.
Упражнение «Аплодисменты»
— Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать мероприятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствовать друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим звукам, теперь двумя пальцами, тремя — аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это, порой, так необходимо в нашей жизни.
Психолого-педагогический тренинг «Мой профессиональный педагогический мир» — проводит педагог-психолог Редичкина Е.В..
Упражнение «Волшебные очки»
В этой коробке (показываю) хранится некий сюрприз, какой? Сейчас узнаем (вынимает очки). Очки эти волшебные, тот, кто их надевает — стремится к познанию нового! Прошу Вас примерить по очереди очки и ответить на вопрос: «Что вы ожидаете от сегодняшнего семинара?»
Слайд № 3.
Погружение в тему (участники делятся на 3 группы)
Упражнение «Сложи пазл и объясни значение». А теперь вспомним сказку «Снежная королева». Она предложила Каю составить слово. Перед вами буквы, определенное сочетание которых обозначает глоссарий темы нашей встречи. Выложите и объясните их значение.
-профстандарт — документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.
-профкомпетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
-ИКТ компетентность — квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.
Слайд № 4.
- Основная часть.
Мини-лекция с презентацией «Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту»
«Профессиональный стандарт педагога (воспитателя)» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К педагогическим работникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
Слайд № 5.
- ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и при установлении систем оплаты труда. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.
Образовательный стандарт и профессиональный стандарт — два взаимодополняющих документа, являющихся инструментами повышения качества образования и инструментами реализации стратегии образования в динамично меняющемся мире. Научить, воспитать, развить воспитанника в соответствии с требованиями ФГОС может педагог, соответствующий современным профессиональным квалификациям.
«Педагог — ключевая фигура реформирования образования» (Из профессионального стандарта педагогов)
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. А одна из важнейших функций профстандарта: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Слайд № 6.
Управление процессом поэтапного введения профессионального стандарта педагога:
- Создание нормативной базы. Изучение документов по внедрению Стандарта педагога (федеральный, региональный, муниципальный уровень).
- Разработка пакета локальных документов, регламентирующих поэтапный переход на Стандарт педагога (положение о рабочей группе, приказов и др.).
- Разработка плана внедрения (дорожной карты) профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Ознакомление педагогов с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель)».
- Анализ степени соответствия педагогического коллектива профессиональному стандарту педагога.
- Определение «дефицита» необходимых для реализации профессионального стандарта компетентностей.
- Составление плана повышения квалификации в направлении недостающих компетенций.
- Разработка каждым педагогом своего индивидуального образовательного маршрута.
- Организация работы по повышению квалификации в соответствии с требованиями Стандарта педагога.
Слайд № 7.
Работодатель будет обязан применять профессиональный стандарт при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкции и установлении системы оплаты труда.
Слайд № 8.
Характеристика и функции стандарта
Профессиональный стандарт педагога — это рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации и качества выполнения трудовых функций, призванные к преодолению технократического подхода в оценке труда педагога, обеспечению координированного роста свободы и ответственности педагога за результаты труда, мотивации педагога на постоянное повышение квалификации.
Слайд № 9.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие.
Современный педагог должен обладать определенным набором личностных профессиональных качеств, а именно в области «Обучение»... Слайд № 10
«Воспитание»... Слайд № 11
"Развитие«...Слайд № 12
Слайд № 13.
В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые функции, умения и знания. «От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил», (Из профессионального стандарта педагогов) Учиться, повышать свою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно из основных современных качеств педагога. Первая магистральная линия: профессиональное самосовершенствование.
2 магистральная линия. «Профессиональная ИКТ-компетентность —квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога).
Чтобы реализовывать ФГОС, педагог обязан использовать цифровые технологии визуального творчества. В профстандарте целый раздел посвящён ИКТ компетентности педагога. Первое, что необходимо сделать для применения данной технологии — создать технические условия. В нашем образовательном учреждении имеется компьютерный класс и интерактивное оборудование (интерактивная доска с мультимедийным проектором, интерактивный стол, планшет, мультимедийная установка, ноутбуки).
3 линия — новые компетенции. Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательный процесс любых обучающихся:
-работа с одарёнными воспитанниками — активизировать педагогов и детей для участия в различных конкурсах и создать систему учёта, раскрыть способности каждого ученика, создать условия для развития каждого ребёнка в интересах его личностного роста.
— дети с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача — создать им условия образования на основе психолого-педагогических приемов. И работа с данной категорией детей и с детьми с ОВЗ — это командная работа. А умение работать в команде — это одно из требований профессионального стандарта.
Слайд № 14
4 линия «Внутренний и внешний аудит».
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Оценку соответствия педагога требованиям Профстандарта можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка, например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Это помогает:
Педагогу: проводить аналитическую работу о своей деятельности, увидеть профессиональное продвижение или наоборот профессиональную стагнацию.
Администрации: объективно оценивать успешность педагога и расширять методический диапазон Организации.
Аудиторам: проводить качественную и объективную экспертизу деятельности педагога.
Слайд№ 15.
В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время... Профессия педагог — творческая профессия. Свобода личная и профессиональная — необходимые условия для творчества. Стандарт создаёт условия для раскрепощения, но очень важно суметь этим воспользоваться.
Дорогу осилит идущий...
Слайд № 16.
Проработка темы.
Деловая игра «Портрет педагога»
1.Разминка
— Как зовут министра образования РФ?
-Васильева Ольга Юрьевна
-Как зовут министра образования Ростовской области?
— Балина Лариса Валентиновна
Слайд № 17,18.
- Мозговой штурм
Участникам предлагается разделиться на две группы. Группам предлагается составить портрет современного воспитателя.
Данные качества разделить на две части:
-качества воспитателя, которые ТРЕБУЮТ усовершенствования
-владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;
-владение ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
-готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
-умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д);
-умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка;
-готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку;
-владение психолого-педагогическими технологиями ( в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными воспитанниками: одаренные дети, социально-уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети, с особыми образовательными потребностями (дети с выраженными признаками аутизма, СДВГ и др, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения).
И -качества воспитателя полностью сформированы НЕ требующие корректировки
-иметь средне-специальное или высшее образование по профилю деятельности ОО;
-умение планировать, проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ занятия);
-владениями методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе;
— владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, умение выстраивать партнерское взаимодействие для решения образовательных задач;
-умение организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
-знание специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
— владение теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
По итогам работы каждая группа представляет свой портрет и комментирует представленные качества.
Участникам предлагается проверить свои ответы на слайде (воспитатель с синими бусами, не требующий корректировки, с красными бусами — требует усовершенствования)
Слайд № 19.
- Тестирование.
«Концепция и содержание профессионального стандарта педагога»
Вопрос 1
Профессиональный стандарт педагога...
-инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
-объективный измеритель квалификации педагога
-оба варианты верны (верный ответ)
Слайд № 20.
Вопрос 2
Способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач — это...
— квалификация педагога
— профессиональная компетенция (верный ответ)
-профессиональная ИКТ-компетентность
Слайд № 21.
Вопрос 3
Профессиональный стандарт педагога не применяется...
— при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность педагога
-при зачислении в педагогические ВУЗы (верный ответ)
-при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий
Слайд № 22.
Вопрос 4
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится...
-по результатам обучения, воспитания и развития учащихся (верный ответ)
-по количеству наградных документов, полученных за определенный период образовательной деятельности
-нет верных вариантов
Слайд № 23.
Проверь себя.
Слайд № 24.
Результаты теста.
Слайд № 25.
- Рефлексия.
Участникам предлагается ответить на вопросы:
— как вы себя чувствовали во время мероприятия?
— какую позицию вы занимали — активную или пассивную?
— Что понравилось или не понравилось во время проведения семинара-практикума?
— Что вы пожелаете нам и всем участникам встречи.
Упражнение «Смятый лист»
А сейчас возьмите, пожалуйста, по листу бумаги. Согните лист как вам хочется, а теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза.
А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы его не разглаживали. Вот так и в освоении профессионального стандарта много еще проблем и вопросов.
Мы желаем вам максимально комфортно преодолеть этот сложный путь. Пока мы живем, мы учимся! Спасибо!
Источник: интернет — ресурс)