Технология подготовки и проведения родительских собраний в ДОУ

Деятельность родительского собрания осуществляется на основании Положения о родительском собрании дошкольного образовательного учреждения.

Основные цели родительского собрания

  1. Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Задачи родительского собрания

  1. Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
  2. Создавать атмосферу общности интересов.
  3. Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
  4. Оказывать помощь родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
  5. Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
  6. Учить понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.
  7. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
  8. Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
  9. Способствовать овладению способами выражения своих эмоций — как положительных, так и отрицательны.
  10. Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.
  11. Активизировать коммуникации в семье и др.

Принципы проведения родительского собрания

  1. Собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.
  2. Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.
  3. Тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.
  4. Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.
  5. Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения.
  6. Решение, к которому приходит родительское собрание, — равноправный договор организаторов и родителей, в котором указывается, как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязательств.
  7. Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
  8. Большое значение имеет принцип вариативности (образное название — «Павлиний хвост»): "В сложенном состоянии мы замечаем у павлина лишь одно мощное перо черно-серого цвета; когда же павлин распускает свой хвост, он становится очень большим и многочисленные тонкие перья играют всеми цветами радуги«2.

Таким образом, педагогам следует не только проводить классические родительские собрания, но и уметь использовать разные варианты, формы организации, методы и приемы.

Условия успешного проведения родительских собраний

  1. Уважать права родителей.
  2. Искренне выражать чувства, уметь управлять ими.
  3. Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.
  4. Активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.
  5. Не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (отображать ситуацию в зеркале своего восприятия, пояснять смысл высказываний).
  6. Стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Виды родительских собраний

  1. Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.
  2. Установочные (инструктивные), на которых родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе, нормативно-правовой базе и т. д.
  3. Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т. д.
  4. Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
  5. Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации.
  6. Совместные с воспитанниками и родителями.
  7. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
  8. Информационно-просветительские (как система психолого- педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания-конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
  9. Собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
  10. Собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
  11. Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
  12. Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.

Организационные формы проведения родительских собраний

  1. Классическое — донесение информации до родителей (вопросы родителей — ответы воспитателя).
  2. Конференция.
  3. Собрание-консилиум — обсуждение актуальной темы со специалистами.
  4. Круглый стол — дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
  5. Диспут.
  6. Групповая дискуссия —форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
  7. Мозговой штурм — активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
  8. Встреча.
  9. Педагогическая мастерская.
  10. Совместное творчество детей и родителей.
  11. Собрание-студия — обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
  12. Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.
  13. Практикум.
  14. Тренинг.
  15. Организационно-деятельностная игра.
  16. Ролевая игра и др.

В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов форма проведения собрания меняется от встречи к встрече. И каждое собрание-встреча может носить интригующее название, например: «Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Педагогический марафон», «Встречи отцов», «Встречи мам», «Семейная гостиная» и др.

Методы взаимодействия

  1. Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.
  2. Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
  3. Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
  4. Совместные действия — выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим самоанализом.
  5. Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
  6. Вербальная дискуссия, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

  1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал.
  2. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
  3. Максимальная продолжительность — 1 — 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).
  4. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.
  5. Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.
  6. Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.
  7. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
  8. Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т. п.).
  9. В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и т. д.
  10. Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

Основные этапы подготовки родительского собрания

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определение целей родительского собрания.
  3. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
  4. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  5. Разработка сценария собрания.
  6. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.
  7. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
  8. Приглашение родителей и других участников собрания.
  9. Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.
  10. Подготовка конкурсов по теме собрания.
  11. Подготовка выставок по теме собрания.
  12. Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
  13. Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.
  14. Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости).
  15. Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).
  16. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Основные этапы проведения классического родительского собрания

  1. Вступительное слово ведущего. Обозначение темы, проблемы.
  2. Теоретическая часть:
  • анализ результатов микроисследования;
  • педагогический всеобуч (выступление по теме собрания);
  • обсуждение проблемы родителями;
  • анализ воспитателем результатов воспитательно-образовательной работы с детьми по теме собрания.
  1. Практическая часть:
  • выполнение практических (творческих) заданий всеми родителями;
  • совместная работа родителей с детьми (открытый просмотр).
  1. Заключительная часть. Рефлексия. Принятие решения.

Подготовила Старший воспитатель Редичкина Е.Н.

Обновлено: 14.01.2021 в 12:39.