Консультация для педагогов ДОУ. «Необычное использование обычных предметов в социально-коммуникативном развитии дошкольников»

Социально-коммуникативное развитие дошкольников высту­пает одним из базовых элемен­тов в системе становления лич­ности ребенка. В соответствии с ФГОС ДО оно направлено:

— на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нрав­ственные ценности;

— развитие общения и взаимо­действия ребенка со взрослы­ми и сверстниками:

— становление самостоятель­ности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмо­ционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительно­го отношения и чувств при­надлежности к своей семье и сообществу детей и взрос­лых;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопас­ного поведения в быту, социу­ме, природе. Социально-коммуникативное развитие — процесс, позволяю­щий ребенку занять свое место в обществе.

На сегодняшний день данная тема актуальна, так как часто на­блюдаются проблемы в воспита­нии, дефицит сформированности нравственных качеств (доброты, доброжелательности, понимания себя и окружающих людей, взаи­мопомощи и взаимоподдержки), отсутствие речевой культуры, не­умение или нежеланно общаться друг с другом. А формируются все эти качества в дошкольном возрасте.

Для реализации задач по со­циально — коммуникативному развитию мы используем раз­личные игры, упражнения, ди­дактические материалы, психо­терапевтические техники (арт-терапия, сказко-, игротеpaпия и пр.). Но можно использовать и обычные предметы в своей работе. Что относится к обыч­ным предметам. В детском саду всегда найдутся прищепки, клубки цветной пряжи, ленточ­ки, бусы, крупы (гречка, рис и т.д.) и многое другое. Возника­ет вопрос, что с ними делать? Какое отношение они имеют к развитию, например, комму­никативных навыков? Это и есть необычное использование обычных предметов. Все очень просто: наша фантазия может подсказать массу интересных игр. Используя обычные губки для мытья посуды, мы «стро­им» дом для любимой куклы или гараж для машины. Можно играть с одним ребенком или с группой детей, если вы решаете проблему эмоционально-воле­вой сферы, формируете навы­ки общения, снижаете уровень тревожности или агрессивно­сти. Ребенок не уверен в себе или чего-то боится? Предлагаем игру для поддержки. Берем клу­бок цветных ниток и предлагаем дошкольнику наматывать нитку на клубок, проговаривая, какой он смелый, храбрый, ловкий и т.д. То же мы делаем, например, с прищепками: создаем «вол­шебный цветок», где каждый лепесток (прищепка) поло­жительное качество ребенка.

Прищепки подойду и к играм, с помощью которых мы формируем основы экологиче­ской культуры. Нам нужен тазик с водой, где плавают различные бумажки, фантики. Задача: «озе­ро Байкал загрязнено и его надо „очистить“ от мусора». Для это­го мы и используем прищепки. Помимо воспитания бережного
отношения к природе у наших дошкольников развиваются мел­кая моторика, координация движений, взаимопомощь и взаимо­поддержка.

И таких игр с обычными предметами мы придумываем огромное количество.

Игры с клубками ниток

Комплименты

Цели:

формирование конструктивных навыков, взаимодействия;

— снижение уровня тревожно­сти;

— повышение уверенности в себе и своих товарищах;

— умение оказать поддержку.

В игре участвует подгруппа детей (6–10 чел). Педагог пред­лагает детям встать в круг. Затем говорит следующему игроку при­ятные вещи и передает клубок, при этом часть нитки, оставляя у себя. Например, «Сережа, мне нравится, как ты рисуешь». В ре­зультате получается «паутинка».

Я могу... Ты можешь...

Цели:

- повышение уверенности в себе и своих товарищах;

— умение оказать поддержку;

снижение уровня тревожно­сти;

формирование представления о самооценке.

Упражнение проводится по принципу игры «Комплимен­ты», где каждый ребенок начи­нает «Я — высказывание» со слов: «Я могу...» или «Ты можешь...».

Паутинка

Цели:

— повышение уверенности в себе и своих товарищах;

— умение оказать поддержку;

— снижение уровня тревожно­сти;

— формирование представления о самооценке;

— развитие речи.

Упражнение проводится с подгруппой детей (5- 6 чел.). Нитка натягивается, как паутин­ка, на разной высоте (40-30-60-70 см). Дети по очереди преодолевают «паутинку» рав­ными способами (проползают, перешагивают, перепрыгивают и пр.), выполняя задания. Напри­мер, рассказать стихотворение, описать свою любимую игрушку. Способ преодоления препятствия каждый ребенок выбирает сам.

Игры с коктейльными трубочками

Колодец

Цели:

— формирование конструктивных навыков взаимодействия;

— снижение уровня тревожности;

— повышение уверенности и себе и своих товарищах;

— умение оказать поддержку.

Упражнение проводится по кругу. Каждый ребенок берет коктейльную трубочку, и по оче­реди ребята выстраивают коло­дец. Начинает педагог.

Задача: построить колодец так, чтобы он был высоким и не развалился.

Футбол

Цели:

— формирование конструктивных навыков взаимодействия;

— повышение уверенности в себе и своих товарищах;

— умение оказать поддержку;

— развитие речи и дыхания;

Упражнение проводится в подгруппе (6-8 чел.), которая делится на две команды. Создается «футбольное поле» с не­большими воротами. Каждый участник с помощью коктейльной палочки, выдыхая воздух и направляя воздушную струю на шарик (пенопластовый или пластиковый), должен передавать его своим товарищам так, чтобы этот шарик был «забит» в ворота соперника.

Наше настроение

Цели:

— развитие представлений о своем эмоциональном состо­янии;

— формирование конструктив­ных навыков взаимодействия;

— развитие речи, воображения и дыхания.

Упражнение можно прово­дить в парах или тройках. Перед каждой парой /тройкой лежат бумага форматы А5, краски, коктейльные трубочки. Дети, ис­пользуя разноцветные краски (кляксы, пятна), с помощью коктейльных трубочек (дуют на кра­ску) создают свое настроение. Важно, чтобы дети договарива­лись о том, какое настроение они будут рисовать.

Игры с разноцветными камушками

Волшебный лес

Цели:

— развитие представлений о своем эмоциональном состо­янии;

— формирование конструк­тивных навыков взаимодей­ствия;

— развитие речи, воображения.

Упражнение проводится в подгруппах (4–5 чел.). Детям предлагаются разноцветные ка­мушки (стеклянные, пластмас­совые). Задача: создать свой «лес настроения». Важно, чтобы дети договаривались о том, какое настроение они будут создавать, а затем могли рассказать, что у них получилось.

Примечание. Задания могут быть разнообразными; напри­мер: «Злое море», «Испуганные птицы», «Грозное небо» и пр.

Разноцветные цепочки

Цель: развитие внимания, па­мяти, мышления, мелкой мото­рики.

Упражнение проводится со всеми детьми группы (вариант: индивидуальный, подгруппо­вой). Перед каждым ребенком стоит миска с разноцветными камушками. Педагог предлага­ет выложить на столе первый камушек, например, желтого цвета, затем второй красный, третий синий и четвертый — снова желтый. Задача детей: про­должить цепочку из камушков. Получается, своего рода, логи­ческая цепочка.

Игры с пластиковыми стаканчиками

Я смелый

Цели:

-снижение уровня тревожно­сти;

— развитие речи и воображения;

— развитие представлений о своем эмоциональном состоянии.

Упражнение проводится с подгруппой (4–6 чел.) или ин­дивидуально. Сначала детям предлагается представить, как выглядит страх или испуг. Зачем на стаканчиках дети фломастера­ми рисуют данное эмоциональ­ное состояние. Когда все готово, ребята с помощью деревянных молотков «разбивают» свой страх или испуг.

Примечание. Таким же спосо­бом мы можем работать со злостью, обидой, гневом и пр.

Башни

Цели:

— формирование конструктивных навыкни взаимодействия;

— снижение уровня тревожности;

-повышение уверенности в себе и своих товарищах;

— умение оказать поддержку.
Упражнение проводится по кругу. Каждый ребенок берет пластиковый стаканчик и по очереди выстраиваем из них башню. Начинает педагог. Зада­ча: построить башню так, чтобы она была высокой и не развали­лась.

Примечание. Для строитель­ства любого сооружения можно использовать губки, пластиковые тарелки (например, выстраивая башню в форме треугольников) и пр.

Попади в цель

Цели:

— формирование конструктив­ных навыков взаимодействия;

-повышение уверенности в себе и своих товарищах;

-умение оказать поддержку;

— развитие координации движе­ний;

Упражнение проводится в парах. Один участник держит стаканчик в вытянутой руке, на­правленной в сторону. Второй — должен попасть в пластиковый стаканчик пенопластовым ша­риком. Затем игроки меняются
ролями. Интересно, что при конструктивном взаимодействии ребята помогают друг другу, направляя руку со стаканчиком в том направлении, куда летит шарик.

Мы рассказали только о не­которых играх и упражнениях с обычными предметами. Все зависит от нас, от нашего желания фантазировать и придумывать новые необычные игры с обыч­ными предметами. В завершение хотим сказать, что помимо соци­ализации, коммуникативных навыков, эмоционального интел­лекта мы развиваем восприятие, внимание, память, мышление, творческое воображение, мелкую моторику.

Обновлено: 14.01.2021 в 12:39.