Консультация для педагогов ДОУ. «Необычное использование обычных предметов в социально-коммуникативном развитии дошкольников»
Социально-коммуникативное развитие дошкольников выступает одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС ДО оно направлено:
— на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками:
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувств принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально-коммуникативное развитие — процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе.
На сегодняшний день данная тема актуальна, так как часто наблюдаются проблемы в воспитании, дефицит сформированности нравственных качеств (доброты, доброжелательности, понимания себя и окружающих людей, взаимопомощи и взаимоподдержки), отсутствие речевой культуры, неумение или нежеланно общаться друг с другом. А формируются все эти качества в дошкольном возрасте.
Для реализации задач по социально — коммуникативному развитию мы используем различные игры, упражнения, дидактические материалы, психотерапевтические техники (арт-терапия, сказко-, игротеpaпия и пр.). Но можно использовать и обычные предметы в своей работе. Что относится к обычным предметам. В детском саду всегда найдутся прищепки, клубки цветной пряжи, ленточки, бусы, крупы (гречка, рис и т.д.) и многое другое. Возникает вопрос, что с ними делать? Какое отношение они имеют к развитию, например, коммуникативных навыков? Это и есть необычное использование обычных предметов. Все очень просто: наша фантазия может подсказать массу интересных игр. Используя обычные губки для мытья посуды, мы «строим» дом для любимой куклы или гараж для машины. Можно играть с одним ребенком или с группой детей, если вы решаете проблему эмоционально-волевой сферы, формируете навыки общения, снижаете уровень тревожности или агрессивности. Ребенок не уверен в себе или чего-то боится? Предлагаем игру для поддержки. Берем клубок цветных ниток и предлагаем дошкольнику наматывать нитку на клубок, проговаривая, какой он смелый, храбрый, ловкий и т.д. То же мы делаем, например, с прищепками: создаем «волшебный цветок», где каждый лепесток (прищепка) положительное качество ребенка.
Прищепки подойду и к играм, с помощью которых мы формируем основы экологической культуры. Нам нужен тазик с водой, где плавают различные бумажки, фантики. Задача: «озеро Байкал загрязнено и его надо „очистить“ от мусора». Для этого мы и используем прищепки. Помимо воспитания бережного
отношения к природе у наших дошкольников развиваются мелкая моторика, координация движений, взаимопомощь и взаимоподдержка.
И таких игр с обычными предметами мы придумываем огромное количество.
Игры с клубками ниток
Комплименты
Цели:
формирование конструктивных навыков, взаимодействия;
— снижение уровня тревожности;
— повышение уверенности в себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку.
В игре участвует подгруппа детей (6–10 чел). Педагог предлагает детям встать в круг. Затем говорит следующему игроку приятные вещи и передает клубок, при этом часть нитки, оставляя у себя. Например, «Сережа, мне нравится, как ты рисуешь». В результате получается «паутинка».
Я могу... Ты можешь...
Цели:
- повышение уверенности в себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку;
снижение уровня тревожности;
формирование представления о самооценке.
Упражнение проводится по принципу игры «Комплименты», где каждый ребенок начинает «Я — высказывание» со слов: «Я могу...» или «Ты можешь...».
Паутинка
Цели:
— повышение уверенности в себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку;
— снижение уровня тревожности;
— формирование представления о самооценке;
— развитие речи.
Упражнение проводится с подгруппой детей (5- 6 чел.). Нитка натягивается, как паутинка, на разной высоте
Игры с коктейльными трубочками
Колодец
Цели:
— формирование конструктивных навыков взаимодействия;
— снижение уровня тревожности;
— повышение уверенности и себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку.
Упражнение проводится по кругу. Каждый ребенок берет коктейльную трубочку, и по очереди ребята выстраивают колодец. Начинает педагог.
Задача: построить колодец так, чтобы он был высоким и не развалился.
Футбол
Цели:
— формирование конструктивных навыков взаимодействия;
— повышение уверенности в себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку;
— развитие речи и дыхания;
Упражнение проводится в подгруппе (6-8 чел.), которая делится на две команды. Создается «футбольное поле» с небольшими воротами. Каждый участник с помощью коктейльной палочки, выдыхая воздух и направляя воздушную струю на шарик (пенопластовый или пластиковый), должен передавать его своим товарищам так, чтобы этот шарик был «забит» в ворота соперника.
Наше настроение
Цели:
— развитие представлений о своем эмоциональном состоянии;
— формирование конструктивных навыков взаимодействия;
— развитие речи, воображения и дыхания.
Упражнение можно проводить в парах или тройках. Перед каждой парой /тройкой лежат бумага форматы А5, краски, коктейльные трубочки. Дети, используя разноцветные краски (кляксы, пятна), с помощью коктейльных трубочек (дуют на краску) создают свое настроение. Важно, чтобы дети договаривались о том, какое настроение они будут рисовать.
Игры с разноцветными камушками
Волшебный лес
Цели:
— развитие представлений о своем эмоциональном состоянии;
— формирование конструктивных навыков взаимодействия;
— развитие речи, воображения.
Упражнение проводится в подгруппах (4–5 чел.). Детям предлагаются разноцветные камушки (стеклянные, пластмассовые). Задача: создать свой «лес настроения». Важно, чтобы дети договаривались о том, какое настроение они будут создавать, а затем могли рассказать, что у них получилось.
Примечание. Задания могут быть разнообразными; например: «Злое море», «Испуганные птицы», «Грозное небо» и пр.
Разноцветные цепочки
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
Упражнение проводится со всеми детьми группы (вариант: индивидуальный, подгрупповой). Перед каждым ребенком стоит миска с разноцветными камушками. Педагог предлагает выложить на столе первый камушек, например, желтого цвета, затем второй красный, третий синий и четвертый — снова желтый. Задача детей: продолжить цепочку из камушков. Получается, своего рода, логическая цепочка.
Игры с пластиковыми стаканчиками
Я смелый
Цели:
-снижение уровня тревожности;
— развитие речи и воображения;
— развитие представлений о своем эмоциональном состоянии.
Упражнение проводится с подгруппой (4–6 чел.) или индивидуально. Сначала детям предлагается представить, как выглядит страх или испуг. Зачем на стаканчиках дети фломастерами рисуют данное эмоциональное состояние. Когда все готово, ребята с помощью деревянных молотков «разбивают» свой страх или испуг.
Примечание. Таким же способом мы можем работать со злостью, обидой, гневом и пр.
Башни
Цели:
— формирование конструктивных навыкни взаимодействия;
— снижение уровня тревожности;
-повышение уверенности в себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку.
Упражнение проводится по кругу. Каждый ребенок берет пластиковый стаканчик и по очереди выстраиваем из них башню. Начинает педагог. Задача: построить башню так, чтобы она была высокой и не развалилась.
Примечание. Для строительства любого сооружения можно использовать губки, пластиковые тарелки (например, выстраивая башню в форме треугольников) и пр.
Попади в цель
Цели:
— формирование конструктивных навыков взаимодействия;
-повышение уверенности в себе и своих товарищах;
-умение оказать поддержку;
— развитие координации движений;
Упражнение проводится в парах. Один участник держит стаканчик в вытянутой руке, направленной в сторону. Второй — должен попасть в пластиковый стаканчик пенопластовым шариком. Затем игроки меняются
ролями. Интересно, что при конструктивном взаимодействии ребята помогают друг другу, направляя руку со стаканчиком в том направлении, куда летит шарик.
Мы рассказали только о некоторых играх и упражнениях с обычными предметами. Все зависит от нас, от нашего желания фантазировать и придумывать новые необычные игры с обычными предметами. В завершение хотим сказать, что помимо социализации, коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта мы развиваем восприятие, внимание, память, мышление, творческое воображение, мелкую моторику.