Логопедическое обследование дошкольника

Старший воспитатель: Е.Н. Редичкина

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
     Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

 

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями  индивидуальной программы сопровождения ребенка

Логопедическая диагностика

Проводится обследование состояния речи   ребенка по следующим направлениям:

  • произносительная сторона
  • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
  • мелкая моторика рук

Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
     После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития, которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь:
  • а) импрессивная (понимание речи);
  • б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

  • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.) 
  • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток) 
  • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
  • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
  • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего) 

При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
  • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
  • подражает ли речи взрослого;
  • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
  • использует ли мимику, жесты.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит) 
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений по опорным словам.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе  консультации, учителю-логопеду следует ознакомить родителей с результатами обследования, ответить на вопросы и информировать о необходимости   логопедической  помощи. По показаниям предлагается сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

Обновлено: 14.01.2021 в 12:39.