Образование детей с ОВЗ и инвалидностью
«Доступность — это не только сооружение пандусов,
специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
Согласно ст.2 п.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Прием ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ст.44 ч.3 п.1).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
МБДОУ № 11 «Березка» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — ТНР (тяжелые нарушения речи).
Основная цель коррекционно-педагогической работы — создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ТНР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и патриотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав воспитанников с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно—реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения ДОУ для организации обучения детей с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
Инклюзивное образование в МБДОУ № 11 «Березка» реализуется с 09.01.2017 г.
На 01.01.2020 года наш детский сад укомплектован шестью группами:
— 1 группа раннего возраста;
— 4 группы общеразвивающей направленности.
— 1 группа компенсирующей направленности
Общая численность воспитанников составляет 132 человек, из них количество обучающихся с ОВЗ — 11 человек (8,3 %), и 1 ребенок-инвалид (0,75 %).
Представлены следующие нозологические группы:
— С нарушением речи — 11 детей
— С задержкой психического развития — 1 ребенок
Все воспитанники с ограниченными возможностями здоровья посещают группы общеразвивающей направленности.
Доступная среда (организационно-педагогические условия)
в МБДОУ № 11 «Березка»
Каждый детский сад — маленькая страна с многочисленными жителями — озорными милыми девчушками и мальчишками. От того, как им живётся сегодня, зависит будущее нашей России. Наш детский сад — это отдельно стоящее двухэтажное типовое здание 1987 года постройки, расположенное в центральной части станицы.
Конструктивные особенности здания детского сада не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ.
Территория детского сада огорожена. По периметру здания есть асфальтовое покрытие, имеется 6 прогулочных участков, спортивная площадка, 8 камер наружного видеонаблюдения. На двери имеется предупредительный знак для инвалидов по зрению, а также первая и последняя ступени лестничных маршей окрашены желтым цветом. Входы и дверные проемы имеют достаточную ширину. Детский сад оснащён тревожной кнопкой. Сайт ДОО также адаптирован версией для слабовидящих.
Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации успеха в различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Предметно — пространственная среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Во всех группах имеются центры развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (домик с замочками, домик с креплениями), бизиборд, сухой бассейн. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами, обеспечен свободный доступ к ним.
В методическом кабинете имеется подборка учебно-методической литературы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В родительских уголках и в информационных стендах размещена наглядная информация, информационные листки для родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ № 11 «Березка» работает 13 воспитателей, из них 2 воспитателя работают с детьми с ОВЗ. В сентябре 2020 года они планируют пройти курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования (ФГОС ДО)».