Воздушные ванны в ДОУ

Воздушные ванны влияют на многие системы и органы организма:

 

-кровеносные сосуды рефлекторно сужаются и расширяются;

— содержание гемоглобина и эритроцитов в крови увеличивается;

— тонус мышц повышается;

— сердечно-сосудистая система становится более выносливой;

-механизм терморегуляции начинает лучше работать, организм быстрее приспосабливается к смене температуры воздуха.

 

Прием воздушных ванн можно начинать не ранее, чем через два часа после еды и заканчивать за 30 минут до приема пищи. Перед сном про­водить закаливающие процедуры нельзя (п. 11.7 СанПиН 2.4.1.3049- 13). Начинать прием воздушных ванн надо в предварительно проветренном помещении.

 

Сквозное проветривание проводим в отсутствие детей. Существуют максимально низкие разрешенные показатели температур для каждой возрастной группы. Приучаем детей находиться в помещении при одностороннем проветривании, но постепенно. Затем, по мере закаливания, процедуры можно переносить на открытый воздух.

 

Температуру при проведении воздушных ванн снижайте постепенно, но не более чем на 1 °C ежедневно или на 2 °C каждые два дня. Для каждой возрастной группы есть рекомендованный диапазон времени и температуры закаливания от начальных до максимальных значений.

 

 

Дети по-разному адаптируются к снижению температуры окру­жающей среды. Дошкольникам, которые плохо переносят снижение температуры, постепенно обнажайте тело: вначале только руки, затем ноги, далее тело до пояса и лишь затем ребенка можно оста­вить в трусиках.

Для закаливания разделяем детей на группы: основную и ослаб­ленную.

В основную включаем детей, которые редко болеют, в ослаб­ленную — часто болеющих или с хроническими заболеваниями. Если ребенок пришел после только что перенесенного заболевания или не был в детском саду больше недели по другим причинам, его также нужно включить в ослабленную группу.

 

Воздушную ванну желательно проводить ежедневно во время утренней гимнастики. Включать ее в этот режимный момент надо так: гимнастика длится 10-15 ми­нут в зависимости от возрастной группы. В течение 5-7 минут дети бегают в произвольных направлениях. Затем в оставшееся время воспитатель проводит с ними гимнастические упражнения.

 

Дети младших групп занимаются в майке, трусах, чешках или коротких носочках, дети средних, старших и подготовительных к школе групп — в трусах и чешках или также коротких носочках.

После дневного сна. В этот режимный момент воздушную ванну можно сочетать с ходьбой босиком: на носочках, пяточках, внешней стороне стопы, высоко поднимая колени. Включите также упраж­нения на профилактику плоскостопия и индивидуальную работу по коррекции плоскостопия и уплощения стопы — ходьбу по ортопе­дическому коврику босиком, камням, канату.

 

В перерывах между занятиями. В этот режимный момент воз­душную ванну желательно сочетать с дыхательной гимнастикой.

Сначала покажите детям, как выполнять упражнение, потом повторите его вместе с ними. При этом концентрируйте внимание дошколь­ников на том, как они дышат. Это увеличит эффект от упражнения. Попросите детей дышать глубоко и медленно, так организм будет насыщаться кислородом.

Рекомендации, как проводить воздушные ванны на открытом воздухе

Ежедневная прогулка также элемент закаливания дошкольников. Закаливающий эффект во время воздушных ванн на прогулке до­стигается за счет комплексного воздействия температуры, влажно­сти, направления и скорости движения воздуха. Во время прогулки у ребенка остаются открытые части тела: лицо, руки. Закаливающее действие связано с разницей между температурой окружающей среды и поверхностью кожи. Это называется местные воздушные ванны. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. При этом помните, что в сухом воздухе дети легче переносят более высокую темпера­туру, чем во влажном. Сухой воздух провоцируют потерю организ­мом влаги. Ветер способствует усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

Организуйте активные игры и физические упражнения.

Во время воздушных ванн обязательно надо проводить активные игры, физические упражнения.

Активные движения на прогулке

повышают устойчивость организма человека к заболеваниям, вы­зывают мобилизацию защитных сил организма.

Правильно подберите одежду. Эффективность закаливания на открытом воздухе во многом зависит от степени обнаженности ребенка и качества одежды. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха и быть многослойной. Первый слой — нательное белье из натуральных тканей: майка, трусы. Второй слой — колготки, водолазка или джемпер с хорошей способностью удерживать тепло. Третий слой — верхняя одежда: демисезонный полукомбинезон с курткой или слитный комбинезон. При этом одежда не должна сковывать движений ребенка.

Сочетайте воздушную ванну с другими закаливающими процедурами. Воздушные ванны подготавливают организм к по­следующим закаливающим процедурам: например, к закаливанию водой. В детском саду необходимо проводить разные закаливающие процедуры, в некоторых режимных моментах сочетая их. Это требо­вание п. 12.6 СанПиН 2.4.1.3049-13. В помещении воздушную ванну можно сочетать с умыванием прохладной водой. Во время прогулок при благоприятных погодных условиях воздушные ванны желательно сочетать с водными и солнечными ваннами. В результате комбини­рованных процедур дошкольники становятся менее восприимчивым к резким перепадам температуры, менее подвержены простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хоро­шим аппетитом, они спокойны, уравновешенны.

 

Упражнения для дыхательной гимнастики во время воздушных ванн

 

 

«Насосик». Поставить руки на пояс, слегка присесть — вдохнуть, выпрямиться — выдохнуть. С каждым разом приседать ниже, вдох и выдох делать длительнее. Повторить 3–4 раза.

 

 

«Роза и одуванчик»

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» — максимально выдыхает ртом.

 

«Кораблик». В тазик с водой поместить бумажный кораблик. Глубоко вдохнуть, а за­тем плавно и долго дуть на кораблик, чтобы он поплыл.

 

«Пузырики» Сделать глубокий вдох через нос, затем надуть щеки- «пузырики»

и медлен­но выдохнуть выдохнуть через чуть приоткрытый рот.

 

Обновлено: 14.01.2021 в 12:39.