Воздушные ванны в ДОУ
Воздушные ванны влияют на многие системы и органы организма:
-кровеносные сосуды рефлекторно сужаются и расширяются;
— содержание гемоглобина и эритроцитов в крови увеличивается;
— тонус мышц повышается;
— сердечно-сосудистая система становится более выносливой;
-механизм терморегуляции начинает лучше работать, организм быстрее приспосабливается к смене температуры воздуха.
Прием воздушных ванн можно начинать не ранее, чем через два часа после еды и заканчивать за 30 минут до приема пищи. Перед сном проводить закаливающие процедуры нельзя (п. 11.7 СанПиН 2.4.1.3049- 13). Начинать прием воздушных ванн надо в предварительно проветренном помещении.
Сквозное проветривание проводим в отсутствие детей. Существуют максимально низкие разрешенные показатели температур для каждой возрастной группы. Приучаем детей находиться в помещении при одностороннем проветривании, но постепенно. Затем, по мере закаливания, процедуры можно переносить на открытый воздух.
Температуру при проведении воздушных ванн снижайте постепенно, но не более чем на 1 °C ежедневно или на 2 °C каждые два дня. Для каждой возрастной группы есть рекомендованный диапазон времени и температуры закаливания от начальных до максимальных значений.
Дети по-разному адаптируются к снижению температуры окружающей среды. Дошкольникам, которые плохо переносят снижение температуры, постепенно обнажайте тело: вначале только руки, затем ноги, далее тело до пояса и лишь затем ребенка можно оставить в трусиках.
Для закаливания разделяем детей на группы: основную и ослабленную.
В основную включаем детей, которые редко болеют, в ослабленную — часто болеющих или с хроническими заболеваниями. Если ребенок пришел после только что перенесенного заболевания или не был в детском саду больше недели по другим причинам, его также нужно включить в ослабленную группу.
Воздушную ванну желательно проводить ежедневно во время утренней гимнастики. Включать ее в этот режимный момент надо так: гимнастика длится 10-15 минут в зависимости от возрастной группы. В течение 5-7 минут дети бегают в произвольных направлениях. Затем в оставшееся время воспитатель проводит с ними гимнастические упражнения.
Дети младших групп занимаются в майке, трусах, чешках или коротких носочках, дети средних, старших и подготовительных к школе групп — в трусах и чешках или также коротких носочках.
После дневного сна. В этот режимный момент воздушную ванну можно сочетать с ходьбой босиком: на носочках, пяточках, внешней стороне стопы, высоко поднимая колени. Включите также упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальную работу по коррекции плоскостопия и уплощения стопы — ходьбу по ортопедическому коврику босиком, камням, канату.
В перерывах между занятиями. В этот режимный момент воздушную ванну желательно сочетать с дыхательной гимнастикой.
Сначала покажите детям, как выполнять упражнение, потом повторите его вместе с ними. При этом концентрируйте внимание дошкольников на том, как они дышат. Это увеличит эффект от упражнения. Попросите детей дышать глубоко и медленно, так организм будет насыщаться кислородом.
Рекомендации, как проводить воздушные ванны на открытом воздухе
Ежедневная прогулка также элемент закаливания дошкольников. Закаливающий эффект во время воздушных ванн на прогулке достигается за счет комплексного воздействия температуры, влажности, направления и скорости движения воздуха. Во время прогулки у ребенка остаются открытые части тела: лицо, руки. Закаливающее действие связано с разницей между температурой окружающей среды и поверхностью кожи. Это называется местные воздушные ванны. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. При этом помните, что в сухом воздухе дети легче переносят более высокую температуру, чем во влажном. Сухой воздух провоцируют потерю организмом влаги. Ветер способствует усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.
Организуйте активные игры и физические упражнения.
Во время воздушных ванн обязательно надо проводить активные игры, физические упражнения.
Активные движения на прогулке
повышают устойчивость организма человека к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.
Правильно подберите одежду. Эффективность закаливания на открытом воздухе во многом зависит от степени обнаженности ребенка и качества одежды. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха и быть многослойной. Первый слой — нательное белье из натуральных тканей: майка, трусы. Второй слой — колготки, водолазка или джемпер с хорошей способностью удерживать тепло. Третий слой — верхняя одежда: демисезонный полукомбинезон с курткой или слитный комбинезон. При этом одежда не должна сковывать движений ребенка.
Сочетайте воздушную ванну с другими закаливающими процедурами. Воздушные ванны подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам: например, к закаливанию водой. В детском саду необходимо проводить разные закаливающие процедуры, в некоторых режимных моментах сочетая их. Это требование п. 12.6 СанПиН 2.4.1.3049-13. В помещении воздушную ванну можно сочетать с умыванием прохладной водой. Во время прогулок при благоприятных погодных условиях воздушные ванны желательно сочетать с водными и солнечными ваннами. В результате комбинированных процедур дошкольники становятся менее восприимчивым к резким перепадам температуры, менее подвержены простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим аппетитом, они спокойны, уравновешенны.
Упражнения для дыхательной гимнастики во время воздушных ванн
«Насосик». Поставить руки на пояс, слегка присесть — вдохнуть, выпрямиться — выдохнуть. С каждым разом приседать ниже, вдох и выдох делать длительнее. Повторить 3–4 раза.
«Роза и одуванчик» Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» — максимально выдыхает ртом.
«Кораблик». В тазик с водой поместить бумажный кораблик. Глубоко вдохнуть, а затем плавно и долго дуть на кораблик, чтобы он поплыл.
«Пузырики» Сделать глубокий вдох через нос, затем надуть щеки- «пузырики» и медленно выдохнуть выдохнуть через чуть приоткрытый рот. |