Как начинать работу над звукопроизношением

В большинстве случаев постановке звуков у детей предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, выработке нужных движений губ, языка.
Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастике:

  • Упражнения выполняются перед зеркалом.
  • На каждом занятии разучивается 2 — 3 НОВЫХ упражнения.
  • Главным требованием является выработка умения:
  1. удерживать правильную артикуляционную позу правильно в течение определённого времени, например, под счёт от одного до пяти;
  2. точно выполнять движения;
  3. следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
  • Дома занятия артикуляционной гимнастикой надо проводить ежедневно, в течение 5 — 7 минут 2 раза в день; заниматься нужно перед зеркалом.
  • Если вы хотите, чтобы ребёнок занимался сам, советуем для каждого упражнения подобрать весёлое название и нарисовать (приклеить) в тетради для занятий картинку-символ: «лягушка», «слоник» и т. д.
  • Чтобы ребёнку не наскучили занятия, можно проводить их в форме сказки, рассказа о «весёлом язычке», его «домике» — ротике, «заборчике» — зубках. А также о том, что «язычок умеет делать и чему он может научиться».
  • Для логопедических занятий дома у ребёнка должно быть своё место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке, не слишком маленькое.

Работа начинается обычно с ознакомления с органами артикуляции. Отгадайте вместе с ребёнком загадки:

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью этим зверям отдаю.
(Губы, рот, зубы)
Двое смотрят, двое слушают,
один думает, один говорит.
(Глаза, уши, голова, язык)

Дайте ребёнку рассмотреть строение рта.

Вот губы, верхняя и нижняя;

за губами «прячутся» зубы (объясните, что у детей зубы молочные), зубы верхние и нижние;

за верхними зубами есть бугорки (мы называем их «горка за зубами»), их можно нащупать языком; 

за бугорками начинается твёрдое нёбо. (Здесь следует заметить, что у ребёнка, долго сосавшего в младенчестве соску, формируется высокое и узкое твёрдое нёбо, которое является впоследствии причиной неправильного произношения звуков.). 

Твёрдое нёбо переходит в мягкое нёбо, которое заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком (его видно в зеркале, если язык лежит спокойно).

Вот язык. У языка подвижный кончик, он может подниматься и опускаться. Спинка языка тоже может подниматься к твёрдому нёбу. Под языком подъязычная связка, мы называем её «ниточкой», «ножкой» языка. Если подъязычная связка слишком коротка и мешает кончику языка подниматься вверх, следует обратиться к хирургу-стоматологу, он даст необходимую консультацию.
Попросите ребёнка произнести перед зеркалом несколько слов, фраз. Он увидит, как открывается и закрывается рот, движутся губы, язык. А теперь попросите его положить ладонь на переднюю часть шеи, гортань. Произнося слова, он почувствует вибрацию в области гортани. Объясните ему, что так в горлышке рождается голосок. Голосовые связки можно назвать «ниточками», «струнками», которые дрожат, а можно сравнить с «колокольчиком», который звенит или молчит в зависимости от того, какие звуки мы говорим.

Таким образом, начинается большая и нужная работа с маленькими детьми; работа, подводящая малышей к постижению одновременно и своего собственного «Я» и к началу познания тайн РОДНОЙ РЕЧИ.

Для развития звукопроизношения можно использовать

следующие упражнения:

Разработка мягкого неба.

1) «Пасть льва» — зевок с закрытым ртом.

2) «Маляр» — расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание горла.

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» — нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед — назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щёк

1) «Полоскание» — надувание и втягивание обеих щек одновременно.

2) «Шарик» — перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» — напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик — воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).

4) «Рыбка» — втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать — смыкать и размыкать.

Разработка губ.

1) «Улыбка — хоботок» — зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» — вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» — пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

4)"Кролик" — верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя — вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

5)"Лошадка" — пофыркали.

6)"Бублик" — хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

1) «Вертушка» — вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги»

а) «Месим тесто» — размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» — похлопать губами по языку,

в) «Остужаем пирог» — подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

Обновлено: 14.01.2021 в 12:39.