Как начинать работу над звукопроизношением
В большинстве случаев постановке звуков у детей предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, выработке нужных движений губ, языка.
Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастике:
- Упражнения выполняются перед зеркалом.
- На каждом занятии разучивается 2 — 3 НОВЫХ упражнения.
- Главным требованием является выработка умения:
- удерживать правильную артикуляционную позу правильно в течение определённого времени, например, под счёт от одного до пяти;
- точно выполнять движения;
- следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
- Дома занятия артикуляционной гимнастикой надо проводить ежедневно, в течение 5 — 7 минут 2 раза в день; заниматься нужно перед зеркалом.
- Если вы хотите, чтобы ребёнок занимался сам, советуем для каждого упражнения подобрать весёлое название и нарисовать (приклеить) в тетради для занятий картинку-символ: «лягушка», «слоник» и т. д.
- Чтобы ребёнку не наскучили занятия, можно проводить их в форме сказки, рассказа о «весёлом язычке», его «домике» — ротике, «заборчике» — зубках. А также о том, что «язычок умеет делать и чему он может научиться».
- Для логопедических занятий дома у ребёнка должно быть своё место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке, не слишком маленькое.
Работа начинается обычно с ознакомления с органами артикуляции. Отгадайте вместе с ребёнком загадки:
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью этим зверям отдаю.
(Губы, рот, зубы)
Двое смотрят, двое слушают,
один думает, один говорит.
(Глаза, уши, голова, язык)
Дайте ребёнку рассмотреть строение рта.
Вот губы, верхняя и нижняя;
за губами «прячутся» зубы (объясните, что у детей зубы молочные), зубы верхние и нижние;
за верхними зубами есть бугорки (мы называем их «горка за зубами»), их можно нащупать языком;
за бугорками начинается твёрдое нёбо. (Здесь следует заметить, что у ребёнка, долго сосавшего в младенчестве соску, формируется высокое и узкое твёрдое нёбо, которое является впоследствии причиной неправильного произношения звуков.).
Твёрдое нёбо переходит в мягкое нёбо, которое заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком (его видно в зеркале, если язык лежит спокойно).
Вот язык. У языка подвижный кончик, он может подниматься и опускаться. Спинка языка тоже может подниматься к твёрдому нёбу. Под языком подъязычная связка, мы называем её «ниточкой», «ножкой» языка. Если подъязычная связка слишком коротка и мешает кончику языка подниматься вверх, следует обратиться к хирургу-стоматологу, он даст необходимую консультацию.
Попросите ребёнка произнести перед зеркалом несколько слов, фраз. Он увидит, как открывается и закрывается рот, движутся губы, язык. А теперь попросите его положить ладонь на переднюю часть шеи, гортань. Произнося слова, он почувствует вибрацию в области гортани. Объясните ему, что так в горлышке рождается голосок. Голосовые связки можно назвать «ниточками», «струнками», которые дрожат, а можно сравнить с «колокольчиком», который звенит или молчит в зависимости от того, какие звуки мы говорим.
Таким образом, начинается большая и нужная работа с маленькими детьми; работа, подводящая малышей к постижению одновременно и своего собственного «Я» и к началу познания тайн РОДНОЙ РЕЧИ.
Для развития звукопроизношения можно использовать
следующие упражнения:
Разработка мягкого неба.
1) «Пасть льва» — зевок с закрытым ртом.
2) «Маляр» — расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).
3) Произносить гласные звуки с позевыванием.
4) Имитировать полоскание горла.
Разработка нижней челюсти.
1) «Противостояние» — нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
2) Движения челюсти вперед — назад, вниз до максимальной точки, круговые.
Разработка щёк
1) «Полоскание» — надувание и втягивание обеих щек одновременно.
2) «Шарик» — перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
3) «Шарик-2» — напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик — воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).
4) «Рыбка» — втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать — смыкать и размыкать.
Разработка губ.
1) «Улыбка — хоботок» — зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.
2) «Хоботок» — вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
3) «Скольжение» — пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
4)"Кролик" — верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя — вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
5)"Лошадка" — пофыркали.
6)"Бублик" — хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.
Разработка языка.
1) «Вертушка» — вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).
2) «Печем пироги»
а) «Месим тесто» — размять язык зубами,
б) «Лепим пирог» — похлопать губами по языку,
в) «Остужаем пирог» — подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.