Консультация для родителей «Как начать работу над звукопроизношением»

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевого нарушения, при которой у ребенка оказываются несформированными все компоненты языковой системы: произношение и восприятие звуков речи, слоговая структура слов, лексика и грамматика.

Наиболее заметным дефектом в дошкольном возрасте является нарушение звукопроизношения. Постановку звуков, как правило, осуществляет логопед, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители.

Многолетняя логопедическая практика позволила установить определенный порядок автоматизации звуков. Каждый поставленный звук сначала отрабатывается в слогах различных типов:

  • прямых, например, СА;
  • обратных — АС;
  • со стечением согласных — АСТ, СКА.

Для этого можно использовать игры:

  • «Пальчики здороваются» (соединять поочередно большой палец с остальными, одновременно произнося слоги,
  • «Говорящие шаги» (сочетать проговаривание слогов с шагами по комнате, улице,
  • «Пальчики гуляют» (имитировать пальцами шаги по столу, одновременно произнося заданные слоги) и т. п.

Далее осуществляется работа со словами и только потом в развернутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком.

Однако при выполнении домашних заданий детям и родителям приходится использовать речевой материал без опоры на картинки. Поэтому необходимо максимально разнообразить работу над автоматизацией звуков. С этой целью были разработаны дидактические игры и упражнения.

Кроме традиционного повторения слов за взрослым, можно предложить ребенку запомнить и воспроизвести группу слов (4-5) — игра «Запомни-повтори». Для этой игры хорошо использовать слова, созвучные друг с другом, например, СОК-НОСОК-ПЕСОК, и т. п.

Следующей игрой, в которой слова используются в начальной форме, является игра «Мой, моя, моё, мои». От ребенка потребуется подобрать слова к данным местоимениям и проговаривать полученные сочетания, четко произнося нужный звук. Слова для подбора проговаривает взрослый небольшими группами (5-10 слов).

Однако, не стоит забывать и о таких компонентах речи, как слоговая структура слова и грамматический строй речи. Корректировать недостатки этих сторон речи совместно с автоматизацией звуков можно при помощи игр:

  • «Один — много»,
  • «Назови ласково»,
  • «Большой — маленький — огромный»,
  • «Закончи предложение»,
  • «Семейка слов»,
  • «Веселый счет».

В ходе этих игр слова, предложенные взрослым, ребенок должен изменить по падежам (например, СОК-СОКИ; НОС-НОСОВ; один КОМПАС, два КОМПАСА, три КОМПАСА и т. д., образовать новые слова (ПОСОХ-ПОСОШОК; СОМ-СОМИК-СОМИЩЕ; ЛЕС- ЛЕСОК, ЛЕСОВИК, ЛЕСНЫЕ, ЛЕСНИК).

Работу над слоговой структурой слов удобно осуществлять в играх «Прошагаем слова», «Телеграф». Здесь задачей ребенка деление на слоги слов, предъявляемых взрослым. Очень удобны эти игры тем, что речь в них сопряжена с движением, т. е., дети могут немного размяться в ходе выполнения задания.

Коррекционная работа в логопедической группе проводится по тематическому плану, т. е., все занятия и режимные моменты подчиняются определенной теме, например, «Игрушки», «Профессии» и т. д. Каждая тема изучается в течение недели, это тоже можно использовать при автоматизации звука: предложить ребенку назвать игрушки со звуком С в названиях (скакалка, пистолет, вспомнить вместе стихи об этих игрушках, придумать чистоговорки с названиями игрушек (Ани-ани-ани — мы купили сани.) .

Так как мы заговорили о стихах, нужно отметить, что, приступая к заучиванию стихотворных и прозаических текстов, необходимо сначала отработать с ребенком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук. Приступая к работе над текстом, обязательно дайте ребенку установку на то, что его речь должна быть четкой, неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука. К этой работе можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях.

Именно постепенность и последовательность обеспечат автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи, и, кроме того, позволят провести профилактику нарушений письма и чтения, не создавая дополнительной нагрузки на ребенка.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

МКДОУ «Родниковский детский сад»

Консультация для родителей

«Как начать работу над звукопроизношением»

Подготовила учитель-логопед:

Николаева О. В.

В большинстве случаев постановке звуков у детей предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, выработке нужных движений губ, языка.

Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастике:

  • Упражнения выполняются перед зеркалом.
  • На каждом занятии разучивается 2 — 3 НОВЫХ упражнения.
  • Главным требованием является выработка умения:

1. удерживать правильную артикуляционную позу правильно в течение определённого времени, например, под счёт от одного до пяти;

2. точно выполнять движения;

3. следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.

  • Дома занятия артикуляционной гимнастикой надо проводить ежедневно, в течение 5 — 7 минут 2 раза в день; заниматься нужно перед зеркалом.
  • Если вы хотите, чтобы ребёнок занимался сам, советуем для каждого упражнения подобрать весёлое название и нарисовать (приклеить) в тетради для занятий картинку-символ: «лягушка», «слоник» и т. д.
  • Чтобы ребёнку не наскучили занятия, можно проводить их в форме сказки, рассказа о «весёлом язычке», его «домике» — ротике, «заборчике» — зубках.
  • А также о том, что «язычок умеет делать и чему он может научиться».
  • Для логопедических занятий дома у ребёнка должно быть своё место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке, не слишком маленькое.

Работа начинается обычно с ознакомления с органами артикуляции. Отгадайте вместе с ребёнком загадки: Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою

Я с радостью этим зверям отдаю.

(Губы, рот, зубы)

Двое смотрят, двое слушают,

Один думает, один говорит.

(Глаза, уши, голова, язык)

Дайте ребёнку рассмотреть строение рта. Вот губы, верхняя и нижняя; за губами «прячутся» зубы (объясните, что у детей зубы молочные), зубыверхние и нижние; за верхними зубами есть бугорки (мы называем их «горка за зубами»), их можно нащупать языком; за бугорками начинается твёрдое нёбо. (Здесь следует заметить, что у ребёнка, долго сосавшего в младенчестве соску, формируется высокое и узкое твёрдое нёбо, которое является впоследствии причиной неправильного произношения звуков.). Твёрдое нёбо переходит в мягкое нёбо, которое заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком (его видно в зеркале, если язык лежит спокойно). Вот язык. У языка подвижный кончик, он может подниматься и опускаться. Спинка языка тоже может подниматься к твёрдому нёбу. Под языком подъязычная связка, мы называем её «ниточкой», «ножкой» языка. Если подъязычная связка слишком коротка и мешает кончику языка подниматься вверх, следует обратиться к хирургу-стоматологу, он даст необходимую консультацию. Попросите ребёнка произнести перед зеркалом несколько слов, фраз. Он увидит, как открывается и закрывается рот, движутся губы, язык. А теперь попросите его положить ладонь на переднюю часть шеи, гортань. Произнося слова, он почувствует вибрацию в области гортани. Объясните ему, что так в горлышке рождается голосок. Голосовые связки можно назвать «ниточками», «струнками», которые дрожат, а можно сравнить с «колокольчиком», который звенит или молчит в зависимости от того, какие звуки мы говорим.

Таким образом, начинается большая и нужная работа с маленькими детьми; работа, подводящая малышей к постижению одновременно и своего собственного «Я» и к началу познания тайн РОДНОЙ РЕЧИ.

Для развития звукопроизношения можно использовать следующие упражнения:

  • Разработка мягкого неба.

1) «Пасть льва» — зевок с закрытым ртом.

2) «Маляр» — расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание горла.

  • Разработка нижней челюсти.
  1. «Противостояние» — нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт
  2. Движения челюсти вперед — назад, вниз до максимальной точки, круговые.
  • Разработка щёк

1) «Полоскание» — надувание и втягивание обеих щек одновременно.

2) «Шарик» — перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» — напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик — воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание.

4) «Рыбка» — втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать — смыкать и размыкать.

  • Разработка губ.

1) «Улыбка — хоботок» — зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» — вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» — пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

4) «Кролик» — верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя — вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

5) «Лошадка» — пофыркали.

6) «Бублик» — хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

  • Разработка языка.

1) «Вертушка» — вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги» а) «Месим тесто» — размять язык зубами, б) «Лепим пирог» — похлопать губами по языку, в) «Остужаем пирог» — подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

 

Учитель — логопед

Хохлачева А. С.

Обновлено: 14.01.2021 в 12:39.