Мастер-класс для педагогов: «Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.

И сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своим небольшим опытом по использованию кинетического песка в работе с детьми. И услышать ваше мнение.

И предлагаю вам сегодня отправиться в песочную страну. Хочу рассказать о волшебном песке (Кинетический). И сейчас я хочу вам передать поднос с песком, для того, чтобы вы почувствовали все волшебство этого песка. Предлагаю каждому назвать одно из качеств песка (теплый, мягкий, и т.д.). Надеюсь, что наше общение будет таким же приятным и тёплым.

Это кинетический песок. В последнее время этот материал стал достаточно популярным. Если вы не слышали о нем, не трогали его, то описать словами его свойства нам будет сложно.

Кинетический песок — это уникальный материал для детского творчества. По другому его ещё называют — живой песок. И это не удивительно, ведь внешне и по свойствам он похож на влажный морской песок, но стоит только взять его в руки, как он словно «течет» сквозь пальцы. Подвижен, как сухой песок, но преобладает свойствами влажного песка, так как довольно рыхлый.

Так почему же кинетический песок полезен для детей?

Кинетический песок, являясь необычным материалом, отлично подходит для игр и развития ребенка, коррекционной поддержки детей с ОВЗ. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк.

Можно выделить основные свойства, согласно которым детям полезно играть с кинетическим песком:

— Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).

— Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.

— Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс — речь.

— Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.

— Взаимодействуя с коллегами по игре, происходит развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся во взрослой жизни.

— Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний.

— Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.

Ребенок просто играет с волшебной массой, но при этом у него развиваются усидчивость, фантазия, тактильные ощущения, мелкая моторика, внимательность. Дети обожают играть с кинетическим песком, а если вы немного направите фантазию ребенка, показав, что можно делать из этого материала, — предела восторгу не будет.

Помимо того, что кинетический песок несет немалую пользу для детей, он также полезен и взрослым, так как благодаря ему, можно расслабиться, снять стресс, активизировать мышление и воображение.

Кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно продолжительное время.

С советами по организации работы с кинетическим песком, а также с советами по его хранению можно ознакомиться в буклете, который я для вас приготовила (раздать буклеты).

Кинетический песок на 100% нетоксичен и безопасен для детей-аллергиков (не содержит глютена и казеина).

Рекомендованный возраст для игры с кинетическим песком — от 3 лет.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

Обучающие игры

  • моделирование игр-сказок;
  • игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой
  • моторики рук
  • игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения,
  • обучение чтению и письму.

Познавательные игры.

  • игры на знакомство с окружающим миром.
  • географические игры.
  • фантастические игры.
  • исторические игры.
  • игры-экскурсии по городу.

Проективные игры используют психологи и психотерапевты.

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

  1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.
  2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка
  3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
  4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения

Набор игрового оборудования (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

— лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

-разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

— миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

— набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

— различные здания и постройки;

— бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Все игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

И так занятия с кинетическим песком формируют уверенность в себе, способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации. С помощью песочных игр можно корректировать поведение ребенка, его эмоционально- личностные качества. Игра с кинетическим песком является еще и отличным диагностическим методом, дает возможность увидеть и понять, что происходит у ребенка внутри, его переживания, эмоции, страхи, дает возможность отработать негатив, проработать конфликтные ситуации в игре.

Давайте все вместе сейчас попробуем провести различные действия с этим веществом — кинетический песок — создадим собственный творческий продукт...

(педагоги создают свои творческие работы, работая индивидуально или коллективно, в парах или группе)

Примечание: в ходе творческой деятельности педагогов, предлагаю несколько вариантов игр с кинетическим песком, используя слайды из презентации:

«Несколько вариантов игр с кинетическим песком»

  1. Упражнение «Знакомство с песком»

Первое что можно сделать, это просто попробовать его на ощупь. Попробовать пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.

Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто.

Дети очень любят играть в прятки, и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов. Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их.

Возьмите несколько разнообразных штампов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке. На кинетическом песке любой предмет или штамп оставляет отличный, хорошо различимый след.

Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож и предложить нарезать.

Игра 2. Готовим печенья и кексы.

Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению. Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. Используя формы для кексов испечь кексы для папы с мамой. Отлично впишется в эту игру игрушечная плита, если она у вас есть.

Игра 3. Тренируем навыки владения ножом.

Все родители очень хотят побыстрее научить ребенка орудовать этим опасным предметом, но при этом так же всем страшно доверить нож в неумелые ручки малыша. Кинетический песок станет отличным материалом для тренировки. Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож и предложить нарезать хлеба или приготовить бутерброды. Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.

Игра 4. Пишем на песке.

Эта игра также подходит для детей, которые учатся считать, изучают алфавит или учатся читать и писать. Вы можете тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, а значит, наверняка эта игра увлечет ребенка гораздо больше, чем скучное сидение за столом!

Игра 5. Лепим из кинетического песка.

Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками. Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя в качестве формочек фигурки или предложить ребенку слепить буквы и цифры.

Игра 6. Угадай-ка.

На кинетическом песке любой предмет или штамп оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком, в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в игру «Угадай-ка». Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.

Коллеги, что же у вас получилось? Какие достоинства или недостатки вы бы отметили в отношении работы с кинетическим песком? (ответы педагогов)

В заключение, нам бы хотелось сказать, что нетрадиционный материал, используемый в работе с детьми, особенно с детьми с ОВЗ, это не только затраты, но и те технологии, которые лишь способствуют коррекционной поддержке детей, развитию их творчества.

А теперь я хочу попросить вас, чтобы каждый подарил друг другу что-нибудь на прощание! Но так как у вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Давайте просто в ладошках передадим соседу тепло и доброту вашей улыбки.

Благодарю за внимание!

Обновлено: 14.01.2021 в 12:39.