Методкопилка

Консультация для педагогов
«Как распознать творческий потенциал ребенка»

Воспитатель Мартынова Т.Н.

Педагогической общественностью приняты идеи гуманистической педагогики, бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка. Совокупность способностей является полноценным выражением личностных возможностей, проявлением творчества. Когда ребенок ходит в садик, молодые родители не сомневаются в его способностях и одаренности. Ребенок по своей природе любознателен, активен, стремится все узнать, постичь, и это радует взрослых… Но почему же яркий, одаренный ребенок, едва переступив порог школы, становится самым обычным середнячком, лишенным интереса к получению знаний? Как же мы можем помочь своему, несомненно, одаренному ребенку избежать этого разочарования?

Каждый человек, а тем более педагог, имеет свое представление о способностях детей. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с детьми, их сравнения между собой, наблюдений за их развитием. Однако эти представления носят субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

В тех случаях, когда мы встречаем четырехлетнего малыша, самостоятельно читающего книжки, или пятилетнего ребенка, печатающего на компьютере свои собственные сочинения, или третьеклассника, решающего уравнения из курса высшей математики, у нас не возникает сомнения, что это одаренные дети. Это относится и к юным композиторам, художникам, спортсменам, когда их талант очевиден и не вызывает сомнений.

Но дело в том, что о способностях ребенка нельзя судить лишь по видимым результатам его деятельности, по его достижениям в той или иной области. Нельзя забывать о том, что для проявления способностей ребенка необходимы определенные условия, и среди них главное — человек, который смог бы увидеть эту одаренность, оценить ее должным образом и помочь ее раскрытию, и это особенно важно в самом раннем возрасте. Если ребенок начинает рано лепетать, проявляет любознательность, активно изучает окружение, но эти стремления сдерживаются и не поощряются, то чаще всего эти ранние проявления не развиваются.

Подобные явления происходят и в более позднем возрасте, когда пресекаются «лишние», с точки зрения взрослых, интересы ребенка или его заставляют заниматься тем, что, по мнению взрослых, важнее, престижнее, больше подходит полу ребенка, положению семьи. Одаренность не является достоянием немногих, исключительных личностей. Одаренность всегда неповторима, индивидуальна и вместе с тем несет в себе те или иные типичные черты. Кроме того, выделяют два пути одаренности — «вундеркиндный», путь раннего умственного развития, и «не вундеркиндный», при котором расцвет способностей приходится не на ранний возраст, а на более поздние возрастные периоды.

Как известно, многие выдающиеся способности и достижения в различных областях отмечались у людей, которые в детстве не были успешными по сравнению со своими сверстниками.

Каждый из нас, наверное, сможет привести большое количество примеров, когда наши знакомые, близкие, одноклассники, которые не отличались особыми успехами в школе, после школы смогли найти свое место в жизни, найти себя в профессии, или, на удивление всем, у них открылись выдающиеся способности.

Раньше считалось, что ум — это заданная от рождения величина. С каким умом родились — с таким и будете жить, и уже ничего не изменить.

Чтобы определить, насколько умен человек, придумали тест на IQ.

Но сплошь и рядом случается так, что обладатели высокого IQ не становятся богаче, успешнее или счастливее тех, кому с этим показателем не повезло.

Все дело в том, что интеллект бывает разным. В 1980 году вышла книга профессора Гарвардского университета Говарда Гарднера, автора теории множественного мышления, «Рамки ума». По утверждению Гарднера, существует великое множество различных способностей, которыми может обладать человек. Это:

1. Вербально (словесно)-лингвистические способности. Такими способностями наделены журналисты, писатели, юристы, учителя. Это очень важные способности, потому что в основном именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею.

2. Логико-математические способности, естественно, характерны для математиков. К примеру, высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно словесно-лингвистическими и логико-математическими способностями.

3. Пространственные способности присущи многим творческим людям — художникам, дизайнерам.

Все перечисленные выше способности необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словом, цифрами и творческими навыками.

4. Физические. Ими наделены многие великие спортсмены и танцоры. Кроме того, есть очень много людей, которые не блещут успехами в школе, но прекрасно одарены физически. Часто это люди, которым легче учиться с помощью действий, и это называется «практическим» обучением. Очень часто людей такого типа тянет к механике или строительным профессиям. Им могут нравиться уроки труда или домашнего хозяйства. Другими словами, способность заключается в наблюдении за вещами, их использовании и изготовлении.

5. Личностные, или «эмоциональные».

6. Межличностные. Такими способностями обладают люди, которые умеют свободно общаться с другими. Они часто становятся великими актерами, певцами, политиками, проповедниками.

7. Окружающей средыЕсть люди с природным даром иметь дело с деревьями, растениями, животными и землей. Это великие земледельцы, дрессировщики, егеря.

Это лишь одна из классификаций способностей. На самом деле различных способностей гораздо больше, наши знания в этой области продолжают расти, и мы делаем более тонкие различия.

В 1999 году Роберт Фишер издает книгу «Как развить ум вашего ребенка», в которой он на основе классификации Гарднера создает более полную классификацию способностей. В свою очередь, он выделяет уже девять способов мышления, которыми может пользоваться ребенок. У каждого человека присутствуют все способности. Одни могут быть более выражены, чем другие, но они есть и их можно развить. Если ребенку все время говорить, что он умен или гениален, он рискует разочароваться в себе, столкнувшись с первыми же неудачами. Если убеждать ребенка в том, что он умом не вышел, то он и вести себя будет соответственно: на самом деле, зачем же стараться, если выше головы все равно не прыгнешь! Ребенку необходима адекватная самооценка. Он должен знать, что он способен.

Распознать потенциал ребенка действительно сложно, но вполне реально. Для это необходимо, прежде всего, желание и терпение, ну и конечно же знания.