Безопасность
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 11 «Березка»
ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ
Тема: «Свойства воздуха для детей»
Старшая группа «Казачата»
Воспитатель:
Маховская С.А.
ст. Николаевская
2013 г.
1) Цели:
Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.
2) Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами и способами обнаруживания воздуха;
2. Разхвивать наблюдательность, воспитывать интерес к окружающей жизни;
3. Способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; и выявить его свойства — невидимость, не имеет запаха, дать детям представление, что воздух может двигать предметы (ватные пушинки).
3) Материал: одноразовые стаканчики; ватные шарики; стаканчики с «запахом»; пустой мешок для Снегурочки; полиэтиленовые пакеты; стаканчики с водой на каждого ребёнка, трубочки для коктейля; миски с водой; кружки из бумаги — по 1 зелёному и 1 красному на каждого ребенка, белые халаты.
4) Действующие лица: Снегурочка.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Приветствие
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй весь наш добрый круг.
Воспитатель:
1.Ребята, какое сейчас время года? (зима)
2. А какой зимой воздух? (холодный)
3.Что нужно делать, чтобы зимой не заболеть? (полоскать горло, кушать больше витамин)
4. Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
5. А какой у нас с вами праздник был? (Новый год)
6. Кто к нам приходил на Новый год с подарками? (Снегурочка)
Заходит Снегурочка:
Здравствуйте ребята! Меня зовут Снегурочка, к Вам на занятие пришла. И в этом волшебном мешочке загадку принесла! Вы хотите узнать, что внутри? (открывает пустой)
Дети: Пусто.
Снегурочка: Я с Вами не согласна, он не пустой в нём что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь,
Мы не видим его, но всё же
Без него мы жить не можем (воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня на нашем занятии поговорим о воздухе.
Снегурочка: А можно мне остаться?
Воспитатель: Конечно, Снегурочка, оставайся. Мы с ребятами сегодня будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого, ребята, я приглашаю Вас пройти за столы и надеть белые халаты, но для начала давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Правила:
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
2. Приступать к выполнению опыта, только после показа воспитателя.
3. Знать правила гигиены, после опыта вытирать руки салфеткой.
Воспитатель:
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь всё понять
Много нужно Вам узнать!
Воспитатель: Скажите, ребята, Вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет!
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух невидимый.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я научу Вас ловить воздух?
Опыт 1 (Поймай воздух)
Воспитатель: Возьмите пакет. Что в нём?
Дети: Пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и завяжем его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал полный. Воздух занял место в пакете.
Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим воздух. Пакет опять стал пустым. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 (Воздух в человеке)
Воспитатель: Чем мы дышим? (Воздухом) Давайте проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как Вы думаете, что мы вдохнули и выдохнули? (воздух)
Возьмите со стола трубочки и поставьте их в стаканчик с водой и подуйте, что происходит?
Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Теперь дышите! Как вы себя чувствовали без воздуха? (плохо)
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Человек не может жить без воздуха, как и всё вокруг.
Физминутка:
Раз — руки вверх махнули и притом вздохнули
Два-три нагнулись, пол достали,
А четыре — прямо встали и сначала повторяем
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно
Чтобы руки не устали
Мы на пояс их поставим
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.
Воспитатель: И так, воздух окружает нас вокруг. Проходим за стол.
Опыт 3 (ветер — это движение воздуха)
Воспитатель: Как Вы думаете, мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (Тепло) А теперь помашите рукой. Что чувствуете? (холод) или движение воздуха.
Вывод: Когда воздух движется, получается ветер.
Опыт 4 (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: У Вас на столе стоят два стаканчика (квадрата) под цифрой 1 и 2. Вы должны по запаху определить, что было в одном (чистый), а что было в другом под цифрой 2(запах апельсина, чеснока). Возьмите стакан под цифрой 1, понюхайте, что Вы чувствуете? Чем пахнет? (ничем — нет запаха)
Теперь возьмем под цифрой 2 стакан. Что Вы чувствуете? (апельсин чеснок) Молодцы! Ребята, если в помещении ели апельсин или чеснок, то воздух будет пахнуть или иметь запах того продукта. Так имеет ли свой запах воздух?
Дети: нет
Вывод: Собственного запаха воздух не имеет, ему придают запах окружающие вещества.
Опыт 5 (воздух легче воды)
Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат киндеры, попробуйте их «утопить». Почему они не тонут, как Вы думаете?
Дети: Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут.
Воспитатель: Правильно, воздух их держит на поверхности воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Воспитатель: Ребята, вытираем руки салфеткой.
Опыт 6 (воздух может двигать предметы).
Ребята, Вы у меня все любите играть. Давайте поиграем в игру. У кого пушинка будет красиво подниматься? У вас на столе лежат ватные шарики на ниточке. Возьмите их. Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и плавно на шарик дуем. Что происходит? Мы видим, как шарик красиво отлетает вверх.
Вывод: Наша пушинка может летать, то есть двигаться при помощи воздуха.
А теперь, ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружка один — красный, другой зеленый. Я буду задавать вопросы, а вместо ответа будите показывать мне кружки. Если со мной согласны — поднимайте зеленый кружок, если не согласны — красный. Понятно? Будьте внимательны.
1) Воздух окружает нас со всех сторон?
2) Воздухом дышат люди и животные?
3) Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим?
4) Человек может жить без воздуха?
5) Воздух тяжелее воды?
6) Воздух может двигать предметы?
Молодцы, ребята, а скажите, Вам понравилось ставить опыты? А какой опыт показался Вам интереснее? (ответы детей)
Ребята, пока мы с Вами ставили опыты и были настоящими учёными, у нас произошло волшебство. Мешочек, который нам принесла Снегурочка, оказался полным. Давайте посмотрим, что в нём.
Дети: Конфеты.
Воспитатель раздает конфеты детям.
Литература:
В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие в старше группе»
А. В. Чистякова «Игра — экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольная педагогика 2001 № 1.