Методкопилка

НОД по региональному компоненту на тему: «Сказка - складка, а уму учит».

Воспитатель: Костенко И. А.

Цели: Познакомить детей со значением казачьих слов, составление картинного словаря.

Ход занятия:
1. Беседа об особенностях донского говора (в помощь воспитателя).
Язык донского казачества был довольно своеобразным. Донской говор относится к русскому языку, но и в то же время имеет значительные особенности.
В этом говоре есть большая группа слов, употребляемая только на Дону: качан (растение рогоз широколистный, используется для хозяйственных целей, например, для покрытия крыши дома); сапа (змея); чукавый (модный, щеголеватый); баз (загон для скота). БАЙДИК, (ПАЛКА, ПОСОХ); балясы (балкончик вокруг дома); винцерада (рыбацкий плащ); чекомас (окунь); банить (мыть); гутарить (говорить).
В результате длительных военных и мирных контактов и связей донских казаков с тюркоязычными соседями появилось огромное количество слов.
Много слов закрепилось в донском говоре, связанных с названием посуды и продуктов питания: сюзьма (заквашенное молоко); каймак (пенка, снятая с кипячоного молока), щерба (уха).
Говор у низовых и верховых казаков был тоже разным. У низовых он был более мягким.
Говор у верховых казаков был более резким.
2. Выбор незнакомых слов.
Баз — двор, усадьба, скотный двор.
Вечерить — ужинать.
Гутарить — говорить, рассказывать.
Дюже — очень.
Дюжий — здоровый, сильный, крепкий.
3. рисование казачки.
4. итог — выставка работ — обыгрывание.