Как реагировать родителям на непослушание детей?

Педагог — психолог

Е.Н. Редичкина

Как реагировать родителям на непослушание детей?

Каждое проявление ребенка: плач, крик, шалости, произнесение слов — это проверка, можно ли так поступать. Устанавливать запреты на определенное поведение детей — неизбежная обязанность родителей. Ребенок в своих действиях должен учитывать не только собственные желания, но и потребности других людей.

Вот несколько советов, которых стоит придерживаться:

-Если ребенок плохо себя ведет, попробуйте вместе с ним обсудить его поведение, а заодно и поискать пути выхода из создавшейся ситуации;

-Возьмите за правило говорить ребенку четко и лаконично. Как правило, дети привыкают к родительским нравоучениям, и очередные нотации пропускают мимо ушей;

-Попробуйте заменить слово «если» или постарайтесь его произносить как можно реже. Например, вместо фразы: «Если ты сейчас же не уберешь свои вещи...» нужно сказать: «Как только вещи будут убраны, мы сможем вместе пойти в магазин или посмотреть мультфильмы».

Что должны учитывать родители в случае непослушания детей:

-надо заранее предупредить ребенка о том, что за определенный поступок его накажут;

-нельзя объявлять о наказании, а потом откладывать его;

-родители должны собственным поведением подавать пример ребенку;

-запрещая что — либо ребенку, родители должны быть, уверены, что поступают правильно, и их не должна мучить совесть;

-наказывая ребенка, родители должны показать, что им неприятно поведение ребенка;

-никогда не доходите до применения физической силы при наказании.

не оскорбляйте ребенка как личность, не обзывайте его.

Метод естественных последствий — один из видов наказания, исходящий от самой жизни. Когда малыш обожжется, прикоснувшись к горячей чашке, или уколется, схватив иголку, он, может быть, впервые почувствует смысл и жизненную необходимость родительского требования. Такой опыт, несомненно, поможет ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося. Наказание может исходить и от взрослого. Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению. Все начинается с предупреждения: «Если ты не ..., то ...», а кончается выполнением обещанного.

Например: «Если ты не уберешь игрушки, не пойдешь гулять». Бывают случаи, когда родители наказывают ребенка, отказываясь выполнять его естественные потребности (лишают обеда, не разговаривают с ним и т.п.), этого делать нельзя! Иногда ребенка просто запугивают: «Не будешь спать, милиционер придет и заберет тебя!», «Будешь себя плохо вести, отдам тебя тете». Родители и не подозревают, что ребенок может принять эти слова всерьез и подумать, что от него отказываются самые близкие люди. Так доверие к родителям будет подорвано.

Безусловно, совсем избежать наказаний нельзя. Однако, применяя их, нужно придерживаться одного очень важного правила: можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком. Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Например, в семье заведено, что перед сном папа или мама читают малышу книгу. Дети очень ценят подобное внимание взрослых. Но если кто-то из них не слушается, то чтение в этот день отменяется. Помните, что самое эффективное воспитание — это воспитание личным примером. Если родители наказывают ребенка за то, чего не исполняют сами, это вызывает у него протест и порождает чувство неуважения к ним.

Самое главное, на чем настаивают психологи: наказание должно соответствовать тяжести проступка. Если родители не понимают потребностей детей, не хотят анализировать мотивы их поступков, приписывают им несуществующие мотивы и по ним судят ребенка, между родителями и детьми возникает смысловой барьер.

Жалобы родителей на непослушание и упрямство детей означают, что родители требуют от детей того, чего сами не делают; возможно, они непоследовательны в предъявлении требований, несправедливы или не владеют способами наказания, предъявляют требование в неприемлемой для ребенка форме.

(Источник Интернет — ресурс)

Обновлено: 14.01.2021 в 12:39.