Перспективный план по региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста

 

Месяц

 

 

Тема

 

Задачи

 

Содержание

 

Сентябрь

 

 

" Кто мы, откуда. Где наши корни"

Казачьи посиделки.Казачий быт.

 

Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам.

 

 

 

Детские фото, фотографии родственников, генеалогические древа воспитанников .

 

" Россия — Родина моя"

 

Формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.

 

 

 

Российская геральдика ( флаг, герб).

 

Октябрь

 

 

" Дон, земля донская, донские казаки".

 

 

 

" Покров — первое зазимье".

Донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему, к людям, проживающим на воспетой М.Шолоховым донской земле.

Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.

 

 

Фотографии казаков, казачек, а так же фото степей, полей, лугов донского края.

 

 

 

 

 

 

" Возрождение казачества на Дону"

У колодца.

 

Рассказать детям, что история донского казачества — неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле.

 

 

Фотографии и рисунки казаков в казачьей военной форме, в походах, на верном коне.

 

Ноябрь

 

"Как воспитывали казака"

 

Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

 

 

 

Чтение детям сказок донского края.

 

 

«Рыцарская жизнь казаков»

Казачьи посиделки.

 

 

Дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.

 

 

 

 

Беседа с показом фотографий, картинок. Чтение рассказов где используется речь ( колорит донской речи) донских казаков.

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

" Столица донского казачества город —

«Новочеркасск»

 

Познакомить детей с главным городом донских казаков Новочеркасском. С историей возникновения родного города с основателем М.И Платовым .

 

 

 

 

 

 

Фотографии родного города.( старые и современные)

 

 

«Человек без Родины, что соловей без песни!»

Сказка о траве Донской что от хвори любой.

 

 

 

Знакомить детей с историей Донского края. Продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» ( что это такое, какие вопросы решались ). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека. Рассказать детям о печати Войска Донского.

 

 

 

 

Беседа о прошлом и настоящем донского края.

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

«Казачий курень»

 

 

Углубить знания о быте казаков,

познакомить с казачьей избой — куренем.

 

 

 

Рассматривание макета казачий курень.

 

 

«Казачья утварь»

 

Мебель, посуда — знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.

 

 

Экскурсия в музей истории Донского казачества.

 

 

Февраль

«Казачий костюм»

 

Изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.

 

 

Экскурсия в музей истории Донского казачества.

 

 

«Казачья кухня»

 

 

Знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.

 

 

 

 

Альбом с рецептами и фото блюд.

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сердце матери лучше солнца греет»

 

 

 

 

 

Расширять знания о отношении к матери — женщине в казачьей семье.

 

Этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.

 

 

 

«К худой голове своего ума не приставишь»

 

 

 

Показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.

 

 

Беседа об уме и глупости.

 

 

 

 

Апрель

 

 

«Благовещенье — птиц на волю отпущенье»

 

 

 

Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

 

 

 

Проводится 7 апреля.

 

 

 

 

 

«Живет в народе песня»

 

 

 

Знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.

 

 

Слушание и пение донских казачьих песен.

 

 

 

 

 

Май

 

 

«Наши земляки»

 

Познакомить с творчеством людей прославивших донской край , писатели и художники .

 

 

Рассказ о М. А. Шолохове, знакомство с его произведениями («Нахаленок», "Судьба человека«).Рассматривание картин И.И Крылова, Дубовского, Грекова.

 

 

 

«Культура общения в семье и обществе»

 

 

 

Формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатств.

 

 

Просмотр презентации. На земле Тихого Дона

 

Нормативные документы.

— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ.

— Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000.

— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001).

— Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ).

 

Литература:

— М.П.Астапенко «Донские казаки 1550-1920».

— Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края».

— В.С. Левченко, Б.В. Чеботарев «Истории донского края».

— Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории.

— Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона».

— Иллюстрированный журнал «Столица донского казачества — Новочеркасск».

— Альбом, худ. А.Г.Нечаева «История костюма в истории Донского края».

Обновлено: 07.01.2022 в 21:12.