Перспективный план по региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста
Месяц
|
Тема |
Задачи |
Содержание |
Сентябрь |
" Кто мы, откуда. Где наши корни" Казачьи посиделки.Казачий быт. |
Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам.
|
Детские фото, фотографии родственников, генеалогические древа воспитанников . |
" Россия — Родина моя" |
Формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.
|
Российская геральдика ( флаг, герб). |
|
Октябрь
|
" Дон, земля донская, донские казаки".
" Покров — первое зазимье". |
Донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему, к людям, проживающим на воспетой М.Шолоховым донской земле. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.
|
Фотографии казаков, казачек, а так же фото степей, полей, лугов донского края.
|
" Возрождение казачества на Дону" У колодца. |
Рассказать детям, что история донского казачества — неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле.
|
Фотографии и рисунки казаков в казачьей военной форме, в походах, на верном коне. |
|
Ноябрь |
"Как воспитывали казака" |
Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.
|
Чтение детям сказок донского края. |
«Рыцарская жизнь казаков» Казачьи посиделки.
|
Дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.
|
Беседа с показом фотографий, картинок. Чтение рассказов где используется речь ( колорит донской речи) донских казаков. |
|
Декабрь
|
" Столица донского казачества город — «Новочеркасск» |
Познакомить детей с главным городом донских казаков Новочеркасском. С историей возникновения родного города с основателем М.И Платовым .
|
Фотографии родного города.( старые и современные) |
«Человек без Родины, что соловей без песни!» Сказка о траве Донской что от хвори любой.
|
Знакомить детей с историей Донского края. Продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» ( что это такое, какие вопросы решались ). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека. Рассказать детям о печати Войска Донского.
|
Беседа о прошлом и настоящем донского края.
|
|
Январь |
«Казачий курень» |
Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой — куренем.
|
Рассматривание макета казачий курень. |
«Казачья утварь» |
Мебель, посуда — знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.
|
Экскурсия в музей истории Донского казачества. |
|
Февраль |
«Казачий костюм» |
Изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.
|
Экскурсия в музей истории Донского казачества. |
«Казачья кухня»
|
Знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.
|
Альбом с рецептами и фото блюд.
|
|
Март
|
«Сердце матери лучше солнца греет»
|
Расширять знания о отношении к матери — женщине в казачьей семье. |
Этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.
|
«К худой голове своего ума не приставишь»
|
Показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.
|
Беседа об уме и глупости. |
|
Апрель |
«Благовещенье — птиц на волю отпущенье»
|
Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
|
Проводится 7 апреля.
|
«Живет в народе песня»
|
Знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.
|
Слушание и пение донских казачьих песен.
|
|
Май |
«Наши земляки» |
Познакомить с творчеством людей прославивших донской край , писатели и художники .
|
Рассказ о М. А. Шолохове, знакомство с его произведениями («Нахаленок», "Судьба человека«).Рассматривание картин И.И Крылова, Дубовского, Грекова.
|
«Культура общения в семье и обществе»
|
Формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатств.
|
Просмотр презентации. На земле Тихого Дона |
Нормативные документы.
— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ.
— Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000.
— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001).
— Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ).
Литература:
— М.П.Астапенко «Донские казаки 1550-1920».
— Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края».
— В.С. Левченко, Б.В. Чеботарев «Истории донского края».
— Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории.
— Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона».
— Иллюстрированный журнал «Столица донского казачества — Новочеркасск».
— Альбом, худ. А.Г.Нечаева «История костюма в истории Донского края».