Знакомим детей с микроскопом

Воспитатель: Мартынова Т. Н. в/к.

2017 г.

Детей всегда привлекает то, что их окружает. Формирование у дошкольников первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях — одна из задач педагогов, которая традиционно реализуется в ходе наблюдений, познавательных занятий. Дошкольники — прирожденные исследователи, и тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)Путей развития потенциала личности существует много, но собственно удовлетворение познавательных потребностей, бесспорно, один из самых эффективных.Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда, поэтому мы постарались обустроить ее таким образом, чтобы она способствовала развитию познавательно — исследовательской деятельности детей.Нами делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и "почему?«Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учим детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие — пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец — зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские «почему». Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

Почему же надо знакомить детей с микроскопом? Причина проста: в наш век нанотехнологии становятся ведущими во многих отраслях — электронике, медицине, образовании и даже в коммунальном хозяйстве. Для детей открывается новый мир —наномир. Подрастающее поколение развивается в новой познавательной среде, и будущие профессоры могут потребовать знаний основ нанонауки. И поэтому надо организовывать для детей наноэкспедиции.

Каковы цели и задачи наноэкспедиции?

В детском саду экспериментальная деятельность неразрывно связана с игровой. Поэтому цели наноэкспедиции — вызвать у детей интерес к познанию нового, удовлетворить их естественную потребность в изучении окружающего мира в доступной для них форме.

Задачи:

Формировать у дошкольников представления об окружающем мире;

Стимулировать любознательность;

Познакомить с назначением, устройством и работой микроскопом;

Расширять словарный запас ( микроскоп, объектив, наука, научные эксперименты и тд.)

Необходимо провести предварительную работу с детьми: беседы по теме занятий: " Что за чудо — одноглазое?", " Маленькие жители маленькой страны«; познакомить с техникой безопасности в ходе экспериментальных занятий и правилами поведения в «исследовательской лаборатории».

Первое занятие особенно важно: дети знакомятся на нём с микроскопом. Самостоятельно им будет трудно понять, как управляться с прибором. Здесь понадобится участие взрослого. Исследования, проводимые с помощью микроскопа, не должны превращаться в работу. Необходимо поддерживать игровой интерес и создавать атмосферу тайны и романтики. В ходе проводимых в " лаборатории" исследований с помощью микроскопа дошкольники убедятся, что всё живое состоит из клеток. Клетки как овалы, кружки или ячеистые многоугольники с ядрами внутри будут видны на многих растительных препаратах, например образцах луковой шелухи, лука, древесины и т.д.Вспомните: ведь из этих материалов состоят Чиполлино и Буратино! После исследования предложите детям рассказать об этих сказочных героях, прочитать вместе интересные отрывки или просмотреть мультфильмы. Для детейбудут интересны и поучительные занятия. Например: рассматривание под микроскопом своего срезанного ноготка. Микробов они там конечно не увидят, но грязь под увеличением производит такое впечатление, что станет отличным стимулом мыть руки перед едой и стричь ногти. Исследуя пылинки, капельки воды из лужи, можно вспомнить р. н. сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Дети могут потом сами объяснить, почему не разрешала Алёнушка пить воду из следа копытца. В конце занятия детям предлагается нарисовать то, что они увидели при исследовании, рассказать о своих впечатлениях, открытиях.

Приняв участие в «наноэкспедиции», дети могут заинтересоваться изучением объектов окружающего мира уже самостоятельно, проявляя любознательность и интерес.

Обновлено: 07.01.2022 в 21:12.