Консультация для педагогов: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 11 «Берёзка».

Консультация для педагогов: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Игра — это и радость, и познание, и творчество.

Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

Во всех областях образовательной программы ФГОС ДО рекомендуется использование игровых форм занятий. Только при правильном подборе игр можно создать условия для нормального и всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми. А значит, игровые технологии используются в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста. Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Именно игра позволяет построить, соответствующую особенностям дошкольников систему обучения. Есть наиболее важные функции игры, как педагогического феномена культуры. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка.Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат.Процесс игры — это пространство самореализации. Игра — деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Во всех областях образовательной программы ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены игры в парах, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные (игры с правилами).Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», "Дуем — дуем«,и др.) Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Мы топаем ногами», «Пузырь» и т. д.).Важным средством социально-коммуникативного развития детей выступают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют овладению определёнными умениями и социальными навыками, усвоению норм и правил поведения в социуме. Дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др. Играя, они пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им быстрее справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе, так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. Формирование коммуникативного опыта у детей требует от воспитателя, во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, специально ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива. Сюжетно-ролевая игра является основой для развития театрализованной игры. Со временем дети не только изображают в своих играх деятельность взрослых, но их начинают увлекать игры по знакомыми литературными произведениями. Каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, поэтому театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Дети любят подражать добрым, честным персонажам, таким образом, выражают свое отношение к добру и злу, поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются. Воспитатель помогает ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. В играх-драматизациях, педагог учит детей взаимодействовать друг с другом, используя не только вербальные, но и невер-бальные способы коммуникации: передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, позы. В режиссёрских играх «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность управляет ими. Посредством театрализованных игр развивается творческий потенциал, воображение, внимание, мышление и память детей. Физические игры : двигательные (спортивные, подвижные, моторные). Интеллектуальные, игры ума (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные). Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жиз-ни, которую они отражают, как неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане.

В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе. Игра является моделью игры как таковой. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка дошкольного возраста. Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра — основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольник — человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение ребёнка происходит через детскую игру.

Обновлено: 07.01.2022 в 21:12.