Кукла в развитии творческо-дизайнерских способностей дошкольник
На современном этапе развития педагогической науки исследователи пришли к выводу, что необходимо искать новые способы художественного выражения, в основе которых лежит культурно-созидательная деятельность.
Детский дизайн — новая и малоизученная область, обладающая несомненным развивающим потенциалом для ребенка. Возросшие культурные потребности людей, возможности детей и концепция дошкольного образования определяли введение этой деятельности в образовательный процесс. Одна из важнейших задач работы — создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, способствующей его самореализации.
Цели:
- раскрытие у детей эмоциональной отзывчивости, индивидуальности;
- повышение творческого потенциала без нажима и давления со стороны взрослого, основанного на сотрудничестве и сотворчестве с использованием только гуманных методов и приемов.
Задачи:
- создавать развивающую среду, которая способствует самореализации;
- развивать творческие способности, целенаправленное воображение;
- побуждать идти от мысли к действию в любом деле.
Для занятий по развитию дизайнерских способностей у детей, мы в своей группе «Цыплята» создали мини-музей «Куклы народных костюмах».
Дети с удовольствием открывают для себя мир тканей и аксессуаров. В ходе своей деятельности дети делают множества любопытных открытий, добиваются личных успехов и испытывают удовлетворение от созданного продукта. Хотя объективно они не создавали ничего абсолютно нового, неизвестного, но результат их труда носит субъективный характер.
В процессе работы детям предлагали выполнить следующие задания.
- Рисование на темы: «Платок для куклы», «Расписной сарафан», «Укрась шарф».
- Аппликация из ткани «Наряд для матрешки»
Для развития творческого воображения детям предоставили подборку журналов с моделями одежды.
Полученный результат — первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками — это универсальное образовательное средство, способное уравновесить интеллектуальную деятельность ребенка. Первоначально в роли дизайнеров были, конечно же мы, воспитатели. Мы показали детям, как создаются модели одежды из лоскутов ткани разной фактуры и цвета. В качестве украшений использовали тесьму, ленты, кружева. В дальнейшем наша задача заключалась в том, чтобы заинтересовать и привлечь детей к данному виду деятельности.
Дети с удовольствием включались в процесс создания русских народных костюмов. Заинтересованность детей к дизайну одежды растёт день за днем. Они приносят куски материи, нитки, бисер, бусинки.
Мы убедились, что в процессе дизайнерской деятельности у детей раскрывается творческий потенциал, а также совершенствуются наглядно-образное мышление, художественный и эстетический вкус. У дошкольников поднимаются на новый уровень развитие воображения, фантазия, творческое мышление, повышается познавательная активность, развиваются мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие; совершенствуются навыки работы с различными материалами.
В результате нашей работы воспитанники стали замечать красоту одежды окружающих людей, у них повысилась творческая активность. У дошкольников активизировались разные стороны речи; общение со сверстниками стало носить более активный характер.
Формирование первоначальных навыков дизайна дает толчок к развитию эстетического вкуса, художественного творчества. Дети проявляют интерес к украшению окружающей среды, одежды, интересов и т. д.
Таким образом, главное для юного дизайнера — нестандартное мышление, фантазия, умение составлять композиции. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нешаблонное видение окружающего мира.
Поэтому в нашей работе мы обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности — «Детскому дизайну». Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Коренева Н. Д. воспитатель в/к