Технология подготовки и проведения родительских собраний в ДОУ
Деятельность родительского собрания осуществляется на основании Положения о родительском собрании дошкольного образовательного учреждения.
Основные цели родительского собрания
- Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
Задачи родительского собрания
- Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
- Создавать атмосферу общности интересов.
- Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
- Оказывать помощь родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
- Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
- Учить понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
- Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
- Способствовать овладению способами выражения своих эмоций — как положительных, так и отрицательны.
- Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.
- Активизировать коммуникации в семье и др.
Принципы проведения родительского собрания
- Собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.
- Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.
- Тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.
- Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.
- Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения.
- Решение, к которому приходит родительское собрание, — равноправный договор организаторов и родителей, в котором указывается, как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязательств.
- Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
- Большое значение имеет принцип вариативности (образное название — «Павлиний хвост»): "В сложенном состоянии мы замечаем у павлина лишь одно мощное перо черно-серого цвета; когда же павлин распускает свой хвост, он становится очень большим и многочисленные тонкие перья играют всеми цветами радуги«2.
Таким образом, педагогам следует не только проводить классические родительские собрания, но и уметь использовать разные варианты, формы организации, методы и приемы.
Условия успешного проведения родительских собраний
- Уважать права родителей.
- Искренне выражать чувства, уметь управлять ими.
- Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.
- Активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.
- Не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (отображать ситуацию в зеркале своего восприятия, пояснять смысл высказываний).
- Стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
Виды родительских собраний
- Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.
- Установочные (инструктивные), на которых родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе, нормативно-правовой базе и т. д.
- Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т. д.
- Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
- Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации.
- Совместные с воспитанниками и родителями.
- Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
- Информационно-просветительские (как система психолого- педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания-конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
- Собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
- Собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
- Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
- Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Организационные формы проведения родительских собраний
- Классическое — донесение информации до родителей (вопросы родителей — ответы воспитателя).
- Конференция.
- Собрание-консилиум — обсуждение актуальной темы со специалистами.
- Круглый стол — дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
- Диспут.
- Групповая дискуссия —форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
- Мозговой штурм — активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
- Встреча.
- Педагогическая мастерская.
- Совместное творчество детей и родителей.
- Собрание-студия — обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
- Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.
- Практикум.
- Тренинг.
- Организационно-деятельностная игра.
- Ролевая игра и др.
В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов форма проведения собрания меняется от встречи к встрече. И каждое собрание-встреча может носить интригующее название, например: «Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Педагогический марафон», «Встречи отцов», «Встречи мам», «Семейная гостиная» и др.
Методы взаимодействия
- Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.
- Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
- Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
- Совместные действия — выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим самоанализом.
- Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
- Вербальная дискуссия, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка.
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания
- Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал.
- Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
- Максимальная продолжительность — 1 — 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).
- В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.
- Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.
- Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.
- Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
- Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т. п.).
- В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и т. д.
- Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.
Основные этапы подготовки родительского собрания
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания.
- Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
- Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Разработка сценария собрания.
- Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
- Приглашение родителей и других участников собрания.
- Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.
- Подготовка конкурсов по теме собрания.
- Подготовка выставок по теме собрания.
- Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
- Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.
- Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости).
- Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Основные этапы проведения классического родительского собрания
- Вступительное слово ведущего. Обозначение темы, проблемы.
- Теоретическая часть:
- анализ результатов микроисследования;
- педагогический всеобуч (выступление по теме собрания);
- обсуждение проблемы родителями;
- анализ воспитателем результатов воспитательно-образовательной работы с детьми по теме собрания.
- Практическая часть:
- выполнение практических (творческих) заданий всеми родителями;
- совместная работа родителей с детьми (открытый просмотр).
- Заключительная часть. Рефлексия. Принятие решения.
Подготовила Старший воспитатель Редичкина Е.Н.