Дидактические игры в ДОУ (материал для воспитателей)
Цель: закрепление знания произведений С. Я. Маршака.
1 «Волшебный кубик»
Задачи:
Учить детей узнавать изученные ранее произведения С. Я Маршака по картинке;
Развивать умение воспроизводить отрывки произведений по памяти;
Воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга и соблюдать очередность.
Описание:
Для игры используется кубик, на сторонах которого размещены иллюстрации из произведений С. Я, Маршака. Ребенок бросает кубик, рассматривает картинку, выпавшую на верхней стороне кубика, и выполняет задание воспитателя
-называет произведение, иллюстрация к которому выпала на кубике;
-называет героев произведения, иллюстрация к которому выпала на кубике;
-читает наизусть пару строк из произведения, иллюстрация к которому выпала на кубике.
2 «Найди героев произведения»
Задачи:
Учить детей узнавать героев указанного произведения С.Я. Маршака;
Развивать умение находить героев заданного произведения среди прочих героев;
Воспитывать внимательность, усидчивость.
Описание
На листе формата А 4 размещены изображения героев какого-либо произведения Маршака, а также героев из других его произведений.
Лист с изображениями помещается в игровизор, после чего воспитатель просит ребенка отметить специальными фишками всех героев выбранного произведения. Затем воспитатель читает ребенку стихотворение или его фрагмент, а ребенок проверяет, всех ли героев он отметил.
3 «Что лишнее?»
Задачи:
Учить детей выделять нужные строки из произведения;
Развивать умение исключать «лишний» предмет;
Воспитывать внимательность, усидчивость, наблюдательность.
Описание:
Ребенку предлагаются шесть картинок с изображениями предметов (героев) из произведений С. Я. Маршака, пять из которых относятся к одному произведению, а шестая — к другому. Воспитатель просит ребенка найти «лишний» предмет и сказать из какого он произведения. Затем просит назвать произведение, к которому относятся остальные предметы и вспомнить строчки, в которых эти предметы встречаются.
4 «Продолжи ряд»
Задачи:
Учить детей последовательно располагать карточки с иллюстрациями к произведению' С Я. Маршака в соответствии с сюжетом.
Развивать умение определять по иллюстрациям, какая часть произведения используется (начато, середина конец);
Воспитывать внимательность, аккуратность, положительное отношение к стихотворным произведениям.
Описание:
Воспитатель последовательно выкладывает перед ребенком три иллюстрации к произведению С Я Маршака и просит ребенка назвать произведение, к которому они относятся. Затем предлагает из оставшихся картинок выбрать в соответствии с сюжетом наиболее подходящую для продолжения ряда. Таким же образом, ребенок располагает остальные картинки, пока они не закончатся. Положив последнюю картинку, ребенок, при желании, декламирует фрагмент произведения и определяет, какое место в произведении он занимает (начало, конец, середина).
5 «Найди ошибку»
Задачи:
Учить детей восстанавливать последовательность событий в рамках всего произведения.
Развивать умение сопоставлять изображения со знакомым текстом.
Воспитывать наблюдательность, положительное отношение к произведениям С. Я. Маршака.
Описание:
Воспитатель выкладывает перед ребенком ряд из шести картинок к произведению С. Я. Маршака — последовательность развития событий нарушена. В начале игры воспитатель меняет местами две лежащие рядом картинки, затем усложняет задание, поменяв местами две удаленные друг от друга картинки. Просит ребенка назвать произведение, затем найти ошибку и восстановить правильную последовательность в соответствии с сюжетом.
6 «Говорящие картинки»
Задачи:
Учить детей ориентироваться в текстах произведений С. Я. Маршака.
Развивать умение соотносить изображение с сюжетом произведения.
Воспитывать уважительное отношение к товарищам, умение слушать не перебивая.
Описание:
Воспитатель выкладывает на столе карточки с иллюстрациями к разным произведениям С. Я. Маршака картинкой вниз. Дети по очереди берут со стола карточку, смотрят на иллюстрацию и читают несколько строчек из произведения, к которому она относится, таким образом «озвучивая» выбранную картинку.
7 «Узнай меня» (палочки Кюизенера)
Задачи:
Учить детей конструированию из палочек Кюизенера по схеме.
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию.
Воспитывать умение работать в команде, уважительное отношение друг к другу:
Описание:
Дети делятся на две команды. Дети первой команды по предложенным схемам конструируют «иллюстрацию» к произведению С. Я Маршака. Затем схему убирают, а результат показывают детям второй команды. Их задача — определить, к какому произведению может относиться эта «иллюстрация» и обосновать свой ответ.
8 «Собери картинку»
Задачи:
Учить детей составлять целую картинку из отдельных частей, соотносить изображение с известным сюжетом.
Развивать пространственное мышление.
Воспитывать усидчивость, целеустремленность.
Описание:
Детям предлагается разрезанная на 9—12 частей иллюстрация к произведению' С. Я. Маршака, фрагменты которой перепутаны. Воспитатель просит детей собрать картинку и выяснить, к какому произведению она относится.
Воспитатель: Ермакова Т.Н.
Используемая литература:
Журнал Дошкольная педагогика (октябрь 2020)