«Методические подсказки молодому педагогу по основным вопросам ФГОС ДО»

( консультация для педагогов)

Что учитывается в ФГОС ДО? В Стандарте учитываются:

  • индивидуальные потребности ребенка, связанные с жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения ими образования индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможности освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации.

Какие принципы заложены в ФГОС ДО?

Основные принципы дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах дея­тельности;

сотрудничество ДОО с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

На какие цели и задачи направ­лен ФГОС ДО?

Цели Стандарта:

  • повышение социального статуса дошкольного образова­ния;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи Стандарта:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а так же их эмоционального благополучия;

-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстети­ческих, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности;
  • -открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охраны и укрепления их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответству­ющего возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

На какие полифункциональные зоны должна делиться группа ДОО?

Группа делится на три полифункциональные зоны:

  • зону спокойной деятельности (уединение, виды работ с малой активностью) (20%);
  • зону активной деятельности (основные виды деятельности в течение дня) (50%);
  • учебную зону (30%).
  • Назовите принципы отбора игровой продукции для детей.

Общие принципы отбора игровой продукции:

1.безопасность игровой продукции для ребенка

  1. соответствия возрастным (половозрастным), индивидуальным, специальным особенностям ребенка;
  2. оценки безопасности игроком продукции (физическая и эмологическая безопасность (oтсутствие запаха, острых краёв, прочности деталей и окраски
    наличие сертификата качества)); психофизиологическая безопасность (соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка(руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации
    движений); психологическая безопасность (отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие); нравственно-духовная безопасность (отсутствие провоцирующих факторов для формиро­вания негативных установок детского поведения).
    Назовите целевые ориентиры выпускника ДОО.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.); способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

—обладает установкой положительного отношения к миру, к самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договарваться, учитывает интересы других, сопереживает неудачам, старается разрешить конфликты, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, мо­жет контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоот­ношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

— проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения.
обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формиро­вания программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуаль­ным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • художественно-эстетческое развитие.

 

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами с учётом индивидуальности каждого ребенка ,с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно пространственная должна быть

  • содержательно насыщенной — включать средства обучения (в том числе технические! материалы , инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
  • трансформируемой — обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

— полифункциональной — обеспечивать возможность разнообразного использования

  • доступной — обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограничен­ными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активно­сти;
  • безопасной — все элементы среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитар­но-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Что такое развивающая предметно-пространственная среда?

Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная среда должна обеспечивать и гарантировать:

—охрану и укрепление физического и психического здоровья детей

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.

 

Используемая литература:

Журнал «Воспитатель» № 5 2020г.

 

 

Воспитатель: Ермакова Т.Н.

Обновлено: 07.01.2022 в 21:12.