Методкопилка

Семинар – практикум для воспитателей
«Проектная деятельность -
как средство развития познавательной инициативы»

Воспитатель Мартынова Т.Н.

Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем того мира,который его окружает. Для него всё является новым, неизвестным, но интересным. Каждый день ребёнок узнаёт для себя что- то новое, что и рождает новые вопросы. Для всестороннего развития ребёнка педагогами используются различные методы и приёмы. Но развивающаяся педагогика нацеливает ориентироваться не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребёнку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Но дошкольник не может самостоятельно найти ответы на все свои вопросы – ему в этом помогают педагоги и родители. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка – дошкольника. Прежде всего расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей: познавательные, коммуникативные, регуляторные. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребёнка в его саморазвитии. Мотивация усиливается, благодаря творческому характеру детской деятельности. Ребёнок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать своё мнение. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребёнку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает необходимые социальные навыки – становится внимательнее к своим сверстникам, может публично излагать свои мысли. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проект требует постоянного внимания, помощи со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Взрослым необходимо помогать ребёнку обнаруживать проблему, вызывать к ней интерес, при этом не проявлять лишней опеки над ребёнком. При разработке проекта можно выделить следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
  • в каких источниках можно найти информацию
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудования)
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели

3. Выполнение проекта – практическая часть

4.Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Проекты также классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов.                     

1) исследовательски – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют    в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2) ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей      сказки и решают по – своему поставленные проблемы)

3) информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и
реализуют её, ориентируясь на социальные интересы ( оформление и дизайн группы, витражи и т.д.).

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево – игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Есть и другие виды проектов

Комплексные: «Мир театра», «Здравствуй Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя.

Межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»

Творческие: «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки», «Рябины России».

Групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия».

Индивидуальные: «Я и моя семья», «Гениологическое дерево», «Секреты бабушкино сундука», «Сказочная птица».

Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»

По продолжительности они бывают краткосрочными( 1-2 занятия, 1-2 недели), средней продолжительности, и долгосрочные ( например «Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
  • Развитие познавательных способностей
  • Развитие творческого воображения
  • Развитие творческого мышления
  • Развитие коммуникативных навыков

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации ( вместе с педагогом)
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности( практические опыты)

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
  • формирование умения примерять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

Проект требует постоянного внимания, помощи со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Взрослым необходимо помогать ребёнку обнаруживать проблему, вызывать к ней интерес, при этом не проявлять лишней опеки над ребёнком.