Реализация казачьего компонента в МБДОУ №11 «Берёзка»

В нашем детском саду «Берёзка» ведется работа по сохранению, распространению и развитию регионального компонента на основе региональной программы «Родники Дона» (автр: Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина). Творческой группой детского сада был разработан перспективно-тематический план «Мой край родной, казачий край».

В детском саду создана соответствующая предметно — развивающая среда. Создана галерея поделок совместного детско-родительского творчества: «Казачий курень», «Двор казака», «Утварь предков — казаков».

У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится к будущему. Реализация патриотического регионального направления включает совместную деятельность педагогического коллектива детского сада, участие родителей (законных представителей) воспитанников и социокультурных организаций. В каждой группе созданы уголки казачьего быта, сооружены макеты «Казачий курень», «Казачье подворье», мини — музеи — «История моей станицы», «Донщина — Родина моя». Функционирует мини-музей «Комната казачьего быта», в котором собрана коллекция предметов обихода и посуды заводской и сделанной руками детей. Большую помощь в создании мини-музея нам оказали родители, педагоги, дети и казаки станицы Николаевской.

В мини — музее находится:

— посуда, которая может быть использована детьми в ролевых и режиссерских играх;

— подборка дидактических игр, стихотворений, загадок, пословиц, сказок соответствующей тематики;

— методические разработки для занятий с детьми старшего дошкольного возраста;

— предметы казачьего обихода — мебель, утварь, одежда Донских казаков.

На веранде МБДОУ расположен мини — музей «Казачья утварь».

Дети с удовольствием посещают музеи, где не только можно рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной казачьей культуры. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини — музея, так как являются соавторами, творцами экспозиции.

В МБДОУ функционирует два кружка «Моя Родина — Донской край», «Тропинка».

В работе с детьми используются методы ознакомления детей с окружающей действительностью: методы, повышающие познавательную, эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности. В качестве основной формы используются краеведческие образовательные ситуации, целевые прогулки, экскурсии, беседы с показом презентаций, разработаны такие проекты как: «Слава Богу, что мы — казаки», «Мы — донские казаки!».

В совместной деятельности используются подвижные игры: «Казаки-разбойники», «Всадники», «Удалой казачок» и другие. С помощью этих игр дети знакомятся с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, знакомятся с жизнью казаков.

Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без народного фольклора, который включает в себя — песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки. Цель их — развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к родной природе, честности, любви к Родине и т.д.). Наиболее полюбившийся детям фольклорный жанр — это казачья частушка, она в озорной форме может рассказать о быте, об отношениях между казачатами.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (Дом культуры, библиотека, социально реабилитационное отделение, школа искусств).

Сотрудники нашего сада тесно и плодотворно взаимодействуют с представителями духовенства и казачества, где дошколят знакомят с историей донских казаков.

Традиционным стало в нашем детском саду празднование календарных казачьих праздников: «Покрова Пресвятой Богородицы», «Масленица», «Рождество», «Праздник первых штанов», «День матери казачки», «Пасха», «Троица», «Казачьи посиделки», «Как казачата в школу собирались».

Практически на всех праздниках нашими гостями и участниками являются старейшина станицы Ивахненко А.Г. и станичные казаки. Проведение данных праздников, позволяет детям в полной мере окунуться в историю казачества.

Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.

Воспитанники нашего МБДОУ принимают активное участие в районной акции «Рождественские колокола», «Казачок».
Только в тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота своей Родины.

Очень важно взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Именно поэтому работу по ознакомлению дошкольников с родным краем проводят в тесном сотрудничестве с родителями. В перспективный план деятельности включены следующие формы работы с родителями:

— беседы с родителями

— круглый стол

— домашние задания.

— родительские уголки.

— творческие конкурсы, праздники, развлечения, в которых родители — мамы и папы воспитанников детского сада являются активными участниками.

Работа с родителями укрепила семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на духовно — нравственном воспитании детей.

Правильно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию на истории и традициях казачества даёт положительную динамику роста патриотизма в дошкольной среде, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у детей и родителей. Дошкольники знакомятся с историческим прошлым родного края, у них сформированы первичные представления об особенностях жизни, быте, традиций казаков, и освоении историко-культурных ценностей. Этот приобретаемый детьми позитивный социальный опыт очень благотворно влияет на развитие личности ребёнка. Дети стали более общительными и раскованными, уверенными в своих силах, эмоционально отзывчивыми, у дошкольников проявляют познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе.

«Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому — любовь к России». Это замечательные слова Тютчева и мы, педагоги, родители, стремимся воплотить их в жизнь.



Взаимодействие педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению дошкольников с историей Донского казачества


Нормативные документы

Методическая копилка

Фотоальбом

Обновлено: 26.04.2020 в 01:21.