Консультация для родителей Стрессы у ребенка в семье
Стресс у детей — широко распространенное явление, не только затрагивающее психику ребенка, но и влияющее на физическое здоровье и функционирование всех систем и органов. Это состояние появляется в моменты резкого изменения окружающей обстановки, психоэмоционального окружения, после резких изменений в сформировавшейся жизни.
Причины и симптомы стресса у подростков и детей дошкольного возраста
Основными причинами стресса у детей являются различные проблемы социального характера:
- переезд семьи на новое место жительства;
- развод родителей и разлука с одним из близких людей;
- увлечение просмотром телевизора и видеоиграми агрессивного характера;
- стрессы у родителей, особенно у матери;
- шокирующие для ребенка события в жизни;
- проблемы, связанные с посещением яслей и детского сада.
Первые месяцы посещения ребенком детского сада приводят к длительному нервному перенапряжению для него. Необходимость в ежедневном расставании с мамой, перемены в питании и распорядке дня, новая окружающая обстановка и люди — все эти факторы формируют стресс у ребенка после садика.
Особенности проявления и признаки стресса у ребенка выражаются в следующем:
- Повышенное нервное напряжение, сопровождающееся высоким уровнем бодрствования и повышенным контролем.
- Повышенная суетливость, постоянные опасения и беспокойства из-за мелочей.
- Взвинченность на грани нервных срывов.
- Постоянные тревоги, страхи, эмоциональная нестабильность.
- Нарушения сна: трудности с засыпанием, прерывистый сон.
- Дефицит внимания, проблемы с памятью.
- Повышенная утомляемость.
- Мышечные напряжения, в отдельных случаях сопровождающиеся болями.
Длительные неврозы, особенно хронического характера, в юном возрасте приводят к развитию тяжелых хронических заболеваний, риск возникновения проблем с сердцем возрастает вчетверо.
Лечение стресса у детей
В первую очередь врачи рекомендуют, если есть возможность, устранить причину эмоционального напряжения у ребенка. Во всех случаях такая психологическая защита дает хорошие, а часто и быстрые результаты.
Для нормализации психического состояния прописываются различные препараты успокаивающего действия: настойка валерианы или пустырника. Для улучшения обменных процессов в головном мозге назначают ноотропные препараты.
Детский стресс эффективно лечится с помощью массажа шеи и плеч, хвойных ванн и ванн с морской солью, а также с помощью электросонтерапии.
Как помочь ребенку справиться со стрессом
При решении вопроса о том, как снять стресс у ребенка в домашних условиях, родителям рекомендуется обратить внимание на:
- гигиену сна;
- здоровое питание;
- регулярные физические упражнения;
- прием витаминно-минеральных комплексов.
В вопросах питания важно наладить полноценное обеспечение детского организма достаточным количеством витаминов и минералов. У детей, часто подверженных нервным расстройствам, в организме не хватает магния. Нехватка магния, независимо от раздражителей, резко усиливает депрессивные состояния, перевозбуждает нервную систему.
Для восполнения магния рекомендуется употреблять продукты с повышенным содержанием витамина В6, способствующего усвоению этого микроэлемента. Также рекомендуется снизить содержание поваренной соли в пище, так как соль снижает содержание магния в продуктах питания. Поваренную соль при желании можно заменить морской.
Причины
Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.
Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.
Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:
- Невнимание со стороны родителей.Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
- Постоянные укоры, в особенности при людях.Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
- Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов.Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
- Перемена обстановки.Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
- Компьютерные игры.Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.
Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:
- Сменой обстановки;
- Возникновением новых обязанностей;
- Переменами в гормональном фоне.
Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.
Симптомы
Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:
- Агрессия.Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
- Переход к раннему детству.Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
- Замкнутость.Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
- Проблемы со сном.Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
- Стремление контролировать.После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
- Побег.У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.
Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.
Что делать родителям
Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.
Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:
- Малыш должен выплеснуть свои эмоции.Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
- Не стоит пускать ситуацию на самотёк.В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
- Поднять самооценку малыша.Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
- Следить за рационом детей.Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
- Поддерживать чувство безопасности.Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.
Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.
Социальный педагог Пашкова Т.М.