Аннотации
Уровень образования в МБДОУ |
Дошкольное образование |
Форма обучения |
очная, в режиме 10,5 часовым пребыванием |
Нормативный срок обучения |
5 лет ( в соответствии с Уставом МБДОУ) |
Свидетельство о государственной аккредитации |
В соответствии со ст.92 п.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ программы цошкольного образования не подлежат государственной аккредитации |
Язык, на котором осуществляется образование |
Русский язык (государственный язык Российской Федерации) |
Численность обучающихся по реализуемой «Образовательной программе» |
Численность обучающихся по реализуемой «Образовательной программе» Всего на 2023-2024 учебный год — 122 чел. Присмотр и уход воспитанников осуществляется за счет средств муниципального бюджета и внебюджетных средств (родительская плата) |
Образование
Характеристика контингента воспитанников МБДОУ
Основной структурной единицей МБДОУ № 11 «Березка» является группа воспитанников дошкольного возраста.
В настоящее время в МБДОУ функционирует 5 общеразвивающих групп: 1 группа раннего возраста (с 2 до 3 лет), 3 группы дошкольные общеразвивающие, ( с 3 до 5 лет) и 1 группа компенсирующей направленности для детей ОНР (6-7 лет). Все группы однородны по возрастному составу детей: 2-3 года; 3-4 года; 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.
Используемые программы
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 11 «Берёзка» предназначена для детей раннего и дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет), развивающихся в пределах возрастной нормы.
Программа спроектирована на основе ФГОС ДО и ФОП ДО.
Цель реализации общеразвивающей образовательной программы в соответствии с ФОП ДО:
Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО):
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа МБДОУ № 11 «Берёзка» (в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья) при организации содержание воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФОП ДО.
Реализация Программы осуществляется как в общеразвивающих группах с пребыванием детей в течение 10,5 ч., так и в компенсирующей группе. Программа состоит из:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими. Данные части являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на: усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе; развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиа -пространстве (цифровой среде).
Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на: развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания; формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования.
Образовательная область «Речевое развитие» включает: владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; формирование правильного звукопроизношения; развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической); ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; развитие речевого творчества; формирование предпосылок к обучению грамоте.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального; изобразительного);становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства; реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает:
приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально- ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Реализация Программы осуществляется ежедневно:
- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми
- в ходе режимных моментов,
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
Характеристика взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Взаимоотношения между двумя сторонами регулируются родительским договором, включающим в себя права и обязанности сторон, возникающие в процессе взаимодействия.
Для достижения целевых ориентиров дошкольного образования усилия педагогического коллектива и семей воспитанников ориентированы на достижение единых целей. Преемственность между родителями и дошкольным учреждением осуществляется во взаимодействии, сотрудничестве и доверительном отношении при создании единого пространства развития и воспитания ребенка.
Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт — интимно-личностную связь и изначальное единство с родными. Поэтому воспитательные отношения семьи и ДОУ строятся на признании приоритета семейного воспитания. При тесном взаимодействии с родителями достигается основная цель — вовлечение семьи в образовательный процесс.
Взаимодействие с родителями строится на следующих принципах:
— открытость детского сада для семьи;
— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
— уважение и доброжелательность друг к другу;
— дифференцированный подход к каждой семье;
— создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Взаимодействие с родителями:
Просветительское направление
Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
Выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
Ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
Информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;
Условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; Содержании и методах образовательной работы с детьми
Консультационное направление
Консультирование родителей (законных представителей)
- По вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей;
- Особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
- Возникающих проблемных ситуациях;
- Способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- Способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей:
- в начале учебного года составляется социологический паспорт групп ДОУ, выявляются социально неблагополучные и семьи «группы риска»;
- в начале каждого года проводится анкетирование родителей, по результатам которого составляется план работы с родителями на год;
- в конце каждого учебного года проводится мониторинг удовлетворения родителями деятельностью учреждения и по результатам диагностики оформляется проект плана работы с родителями на следующий учебный год.