Коренева Наталья Дмитриевна

Консультация для воспитателей: Познавательное развитие дошкольника в процессе детского экспериментирования

Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

Работая с детьми по программе «Детство» Т. И. Бабаева, мы заметили их повышенный интерес к долгосрочным наблюдениям-экспериментам, а также к занятиям, содержащим демонстрационные опыты и элементы самостоятельного экспериментирования, Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи детей, их умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как? » и «Почему? » требуют уже от нас, взрослых, компетентности в различных областях знаний об окружающем нас мире.

Были определены формы детской исследовательской деятельности:

— познавательное занятие;

— совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в уголке «мини-лаборатория»;

— игры-эксперименты и дидактические игры;

-эвристические беседы, включающие решение речевых логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов;

— использование моделей и деятельности моделирования.

Исследовательскую деятельность с малышами следует начинать с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит воспитатель. Вначале задается проблема, и воспитатель спрашивает у детей, какие результаты могут получиться в итоге выполнения опыта.

Выстраивая проект занятия с учётом дифференцированного подхода к ребёнку в процессе развития его познавательной активности средствами экспериментирования, используются различные методы и приёмы подачи материала по принципу «от простого к сложному».

При организации экспериментов очень важен личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, его интересам и желаниям. Отношения с детьми строятся на основе партнёрства. Дети на занятиях учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Для правильной организации своей деятельности был разработан тематический план занятий. В нём учитываются общие задачи развития и продуманы темы, которые привлекают детей и стимулируют их к творческой активности.

Для выявления уровня познавательно-исследовательской деятельности детей и контроля результатов эффективности форм и методов работы возникла необходимость разработки диагностического материала. Выбору диагностических методик предшествовало чёткое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования, выделение структурных компонентов и тех характеристик, которые определяются как «ряд навыков деятельности». Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

— видеть и выделять проблему;

— принимать и ставить цель;

-решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

— высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

— фиксировать этапы действий и результаты графически.

Наиболее подходящей данным требованиям оказалась диагностика, разработанная Л. И. Прохоровой и Л. Н. Менщиковой. На её основе была составлена диагностическая таблица и определены показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельности.

Результаты диагностики уровня сформированности деятельности экспериментирования как отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребёнка

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определённых свойств предметов и явлений. В группе был создан уголок экспериментирования, который включает в себя «мини-лабораторию» с необходимым оборудованием и природным бросовым материалом, схемы-модели алгоритмов проведения опытов. Собрана библиотека по разделу «Детское экспериментирование», создана информационная копилка для родителей «Детские вопросы и ответы», картотека «Опыты и эксперименты» по возрастам, подготовлены альбомы с фотографиями, дидактические игры.

Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

Для популяризации детского экспериментирования был составлен план взаимодействия с родителями. Были предложены примерные планы совместной деятельности родителей с детьми дома. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.

Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей появился интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Дети стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении с взрослыми и сверстниками.

Назад

Обновлено: 19.02.2016 в 23:47.