Экологический КВН для воспитателей МБДОУ № 11 «Берёзка»

Воспитатель 1 к/к
Зарочинцева Марина Юрьевна

Цели:
- выявлять уровень экологической культуры педагогов;
- формировать в сознании педколлектива значимости проблем экологии, понимание необходимости участия каждого в их позитивном решении;
- потребность в экологическом образовании.

Форма проведения: игровая — экологический КВН.

Правила: Играют две команды. Право на ответ получает та, которая первой подала сигнал готовности (для этого можно использовать сигнальные карточки, звонок). Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы.

Оборудование: 2 игровых стола, звонок, репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.И. Левитана «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.П. Кончаловского «Сирень», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», музыкальные композиции, игровое «поле чудес» с волчком.

Ведущий. Добрый день, дорогие педагоги. Я рада видеть всех вас. Сегодня состоится КВН между командами «Цветочек» и «Елочка».
Есть веселая игра,
Называется она КВН.
Шутки, смех
Вопрос — ответ.
Знает ту игру весь свет! КВН.
Что ж, пора нам начинать.
Я хочу вам пожелать в КВН,
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили в КВН.
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вы отвечали в КВН.
Чтоб жюри довольно было в КВН.
Игрокам раздаются карточки.

Тот, кто получит карточку с изображением, принимает участие в игре. Играют команды «Цветочек» и «Елочка». Каждая состоит из пяти человек. Команды выбирают капитана.

Свои ответы команды озвучивают сигналом.
Капитаны поочередно с помощью стрелки и игрового поля выбирают категории, в которых команды принимают участие.
Игра состоит из категорий: разминка, загадки, вопросы, зоо-театр, конкурс капитанов, живопись, поэзия, переставь буквы, буриме, песни.

Разминка
Какой цветок зацветает пер­вым? (Мать-и-мачеха.)
Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)
Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (У лиственницы.)
Сколько лет живет брусника? (300 лет )
Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)
Кит — это рыба? (Нет, млекопитающее.)
Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
Какое растение используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)
Растет ли дерево зимой? (Нет.)

Загадки
В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина, калина.)
Синий пиджак, желтая подкладка, в середине — сладко. (Слива.)
Не страшна ей стужа, не страшна метель, острая вершина, А зовется ... (ель).
Живет лет 300 или больше, светолюбивая она, совсем неприхотлива к почве, иголки по две, то — ... (сосна).

Цветет позднее всех деревьев, лекарственны ее цветы, коль их заваришь — то простудой болеть не будешь больше ты (Липа.)
Этот кустарник в лесу взор ласкает, лист сложный, перистый, плод — небольшой, в нём витаминов великое множество... вы догадались? Кто же такой? (Шиповник)
И лист и почки — все врачует, и сок — целебное сырье. Шумит от ветра, если дует, краса России — ствол ее. (Береза.)

Для бани веничек готовят, листочки прочно так сидят, его плоды зверей накормят, Если ты крепок — с ним сравнят. (Дуб.)

Он газ и пыль — все поглощает, нелегок летом этот труд. За это его очень ценят, «Воздушный санитар» зовут. (Тополь.)

Как зовут ее, кто знает? Ветра нет, а лист дрожит, нечисть, скверну отгоняет, Если кол ее забит. (Осина.)

Она весну встречает — Сережки надевает. Накинута на спинку зеленая косынка, а платьице — в полоску. Ты узнаешь ... (березку).

Чей пух по городу летает? Среди июня — снегопад, прохожие его ругают, А это ветер виноват. (Тополь.)

Вопросы

1. Почему у ели всегда острая вершина? (Потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту, зато стволы их начинают раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны — первый признак прекращения роста в высоту.)

2. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственницы. Известны постройки из нее, просуществовавшие 300—500 лет и более (в Сибири, Литве, Швейцарии, Польше.) В 1958 г. на Дунае во время засухи, когда уровень воды упал, были обнаружены лиственничные сваи моста, построенного римлянами в начале II в. Древесина оказалась неразрушенной.)

3. Что такое годичные кольца прироста и что по ним можно определить? (Годичное кольцо прироста — это все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью. По годичным кольцам можно определить возраст дерева. По толщине колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, затенении дерева и его плохом питании. По годичным кольцам можно определить и страны света. Они обычно шире с той стороны дерева, которая обращена к югу, и уже с той, которая обращена к северу.)

4. У всех ли деревьев и кустарников по годичным кольцам можно определить возраст? (Нет, не у всех. Например, у саксаула в одном году образуется несколько годичных колец (во время выпадения дождей), что не позволяет по ним определить возраст дерева.)

  1. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клена, осины, черемухи и др.)
  2. Названия каких деревьев совпадают с названиями цветов? (Гвоздичное дерево, тюльпанное дерево.)

7.   Какой самый страшный враг леса? (Лесной пожар.)
8.   Какую пользу приносят птицы для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Одна сова съедает 12—14 мышей в день. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц.   Дятлы  уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки, пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи приносят своим птенцам пищу от 300 до 600 раз в день, скармливая им при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок.)
9.  Что называют природными заповедниками? (Заповедники — это специально выделенные участки территории, где изучаются и сохраняются в неприкосновенности растительность и животный мир. В настоящее время общее число заповедников, национальных парков и охраняемых участков во всем мире составляет около 800.)
10. Назовите сильно ядовитые растения леса? (Тисе — хвойное дерево, ядовиты все части; волчье лыко — кустарник, очень ядовит, особенно ягоды; бересклет — кустарник, ядовиты кора, листья, плоды; вех ядовитый, или цикута —травянистое растение, ядовито все растение, особенно корневище, ядом цикуты был отравлен древнегреческий философ Сократ; белладонна (бешеная вишня, сонная одурь) — травянистое растение, ядовиты все части, особенно плоды, сок этого растения раньше использовали модницы для увеличения своих зрачков.)
11. Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев в лесах и парках? В каком месяце чаще? (Морозобоины появляются от резких колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днем сильно нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывает деревья в морозные февральские ночи.)

  1. Из чего была получена первая бумага? (Первый лист бумаги получен из луба тутового дерева. Основное сырье для производства бумаги в России — древесина ели, а также осины.)
  2. Какое из известных лекарственных растений традиционно использовали для стерилизации родильных помещений, сжигая его ветви? (Можжевельник.)

14. Почему березку называют пионером леса, а березовый лес — временным? (Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Она не боится яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки. Когда ель подрастает, то вытесняет березу.)
15. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревь­ев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных асекомых.)

  1. Назовите основные правила поведения на природе. (Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито. Нельзя шуметь, так как можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса. Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро). Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар. Нельзя купаться, если водоем незнаком, там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне. Нельзя пить воду из открытого водоема, ее обязательно нужно кипятить. Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки. Нельзя ловить бабочек, жуков  других мелких обитателей леса.)

17. В названиях каких деревьев заключены названия пищевых продуктов, плодов? (Земляничное дерево — в Крыму, западном Закавказье, относится к семейству вересковых, вечнозеленое, декоративное, плоды — съедобные красные ягоды, похожие на землянику; конфетное дерево — в субтропиках, плодовое и декоративное растение, в пищу употребляют мясистые  утолщенные плодоножки, они содержат много сахара и применяются для начинок в кондитерской промышленности; хлебное дерево — Индонезия, Цейлон, похоже на дуб, плоды богаты крахмалом, сходны по вкусу с картофелем, употребляют в вареном и жареном виде, плоды, подвергнутые брожению, превращаются в тестообразную массу, из которой пекут лепешки, отсюда название— «хлебное дерево»; шоколадное дерево — Мексика, еще ацтеки умели готовить из его семян тонизирующий напиток (какао); кофейное дерево — Африка.)

Зоотеатр

А этот этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:

  1. улетающие на юг журавли;
  2. утка с выводком.

Во время подготовки команд проводится игровой прием «Яблоко». Возьмите в руку яблоко и скажите: «Все яблоко — это наша Земля. Три четверти поверхности суши занимает вода. С этими словами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите. Одна четвертая поверхности Земли — суша. Если разделить четвертушку на две восьмушки, одна восьмая поверхности Земли представляет ту сушу, на которой почва практически отсутствует. Это — Антарктида, высокие горы, пустыни и т.д. Оставшаяся одна восьмая покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т.д. Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почвами. Но почва — это очень тонкий слой земной коры. Чтобы представить, сколько плодородной почвы на Земле, надо срезать тонкую кожуру яблока».

Конкурс капитанов
Задание для капитанов: нарисуйте запрещающий знак поведения в природе, которым мы можем пользоваться, и расскажите о нем. Капитану может помогать советом команда. Во время работы капитанов звучит музыка.

Живопись
Назовите художников и названия данных картин: И.И. Шишкин «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу»; И. И. Левитан «Золотая осень»; И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; П.П. Кончаловский «Сирень»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; К.С. Перов-Водкин «Утренний натюрморт».


Поэзия
Назовите авторов отрывков следующих стихотворений.
…Я пришел к тебе с приветом рассказать,
Что солнце встало, что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,
Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
А.А. Фет
…Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках с нежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С.А. Есенин
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль...
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль...
С.А. Есенин
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...
С.А. Есенин
Здесь некогда, могучий и прекрасный,
Шумел и зеленел волшебный лес,
Не лес, а целый мир разнообразный,
Исполненный видений и чудес.
Ф.И. Тютчев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Я. Плещеев

Переставь буквы
Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:
сеянь (ясень);
резабё (берёза);
ансио (осина);
дышлан (ландыш);
насос (сосна).

Буриме
Используя предложенные рифмы, составьте четверостишия:

  1. птицы — границы, леса — небеса;
  2. клены — зеленый, леса — голоса;
  3. почки — листочки, стебель — мебель.

Песни
Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Командам предстоит пропеть куплет песни, начатой ведущим программы.)
Что стоишь качаясь, тонкая рябина...
Маленькой елочке...
Травы, травы, травы не успели...
В лесу родилась елочка...
Ой, цветет калина...
Миллион, миллион, миллион алых роз...
Старый клен, старый клен...
Во поле береза стояла...
Раскудрявый, клен зеленый...
Расцветали яблони и груши...
Ой, рябина кудрявая...
Расцвела под окошком белоснежная вишня...
Ландыши, ландыши...
Ведущий: Жюри подвели итог КВН и распределили призовые места.


Команда - Ёлочки


Команда - Ромашки


Подведение итога КВН


Участников КВН определили по жребию

Обновлено: 19.02.2016 в 23:48.