Здоровьесберегающая деятельность в образовательной среде дошкольного учреждения

А. С. Хохлачева, магистрант ЮФУ

г. Ростов-на-Дону

Л. А. Оганнисян, к. п. н., доцент ЮФУ

г. Ростов-на-Дону

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья личности является одним из приоритетных направлений деятельности всего общества. Современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни личности, разработке технологий способствующих сохранению и укреплению психического и физического здоровья личности, ориентации на здоровье как на одну из основных в аспекте общечеловеческих ценностей. По мнению И. И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки.

Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья детей дошколь­ного возраста приобретает стойкие тенденции. Не только социальные факторы, но и существующая система образо­вания способствуют ухудшению состояния здоровья.

Проблема формирования здорового образа жизни является не столько медицинской, сколько социальной, поэтому необходимость создания специальных профилактических, коррекционных и развивающих программ для субъектов образовательного пространства является актуальным. Особенно это важно в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку проблема формирования здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, необходимо на ранних этапах развития и требует совместных усилий государственных, образовательных организаций, медицинских учреждений и самого населения. Здоровый образ жизни включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень и его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни [1].

За последние годы появились исследования по данной проблеме, в которых отмечается, что сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольников возможно как в процессе целенаправленной воспитательно-образовательной деятельности, так и в организуемой расширенной и углубленной деятельности в социуме, организации взаимодействия детей и родителей, объединении усилий врачей, педа­гогов, психологов.

Целью здоровьесберегающей деятельности в ДОУ является формирование у субъектов образовательного процесса здоровьесберегающей компетентности, которую можно трактовать как интегративное качество личности, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни; а также наличие сформированных мотивов, имеющих эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающих к ведению здорового образа жизни; потребности в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированной на самопознание и самореализацию. Необходимо обеспечивать педагогические условия для успешности развития здоровьесберегающей компетентности дошкольников, а именно: значимыми для сохранения здоровья ценностными ориентациями и смысловыми установками педагогов, гуманизацией отношений субъектов образовательного процесса, созданием здоровьесберегающей среды развития ребенка, созданием детско-родительского сообщества.

В основе здоровьесберегающей деятельности лежат следующие принципы оценки состояния здоровья личности:

1) системность (здоровье есть интегральная характеристика иерархического взаимодействия систем организма, формирующих его целостность);

2) функциональность (оценка состояния здоровья с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; взаимодействия с факторами среды);

3) индивидуальность (формирование критериев диагностики и программ коррекции с учетом индивидуальных, в том числе генетических, особенностей);

4) историчность (оценка текущего состояния с учетом индивидуальных особенностей развития личности, этапа его онтогенеза).

Содержание данной деятельности определяется ее функциями:

  • системно-прогностической, призванной создать целостную систему оздоровления среды, определить перспективы и пути ее совершенствования, представить будущее состояние и развитие формирования здоровья;
  • медико-психолого-педагогической, предусматривающей меры, направленные на формирование, сохранение, укрепление здоровья и создание престижа здорового образа жизни;
  • ценностно-ориентированной, обеспечивающей ориентацию на здоровье как на одну из основных в аспекте общечеловеческих ценностей.

Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении должно строится на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми, педагогами и родителями в рамках единого комплексного оздоровительно-развивающего пространства.[2].

Основными задачами, стоящими перед коллективом ДОУ в рамках данной деятельности являются:

  • обеспечение необходимой медико-гигиенической и психологической информацией о здоровом образе жизни;
  • вовлечение медицинских работников в просветительную работу и воспитательную деятельность;
  • проведение профилактической и коррекционной работы с каждым субъектом образовательного пространства;
  • использование средств и методов для диагностики и прогноза состояния психического и физического здоровья;
  • выявление индивидуальных психофизиологических и соматических особенностей личности;
  • разработка индивидуальных программ по коррекции психического и физического здоровья;
  • систематический мониторинг за состоянием функциональных систем организма, психологического статуса и динамике адаптации к факторам внешней среды.

Основными направлениями являются: внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни; приобщение педагогов и родителей к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в ДОУ — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании — определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеформирования педагогического процесса в детском саду.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий [3]:

1. Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация здоровьесберегающей среды).

2. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.

4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Реализация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ возможна на основе использования схемы функционального взаимодействия специалистов различного профиля (психофизиолога, врача, психолога, педагога, специалиста по физической культуре) как на этапе проведения комплексной диагностики, так и при осуществлении коррекционных и развивающих мероприятий, включая средства и методы оптимизации образа жизни.

Список литературы

  1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход.- М: Школа здоровья, 2000.
  2. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.
  3. Терновская, С. А., Теплякова, Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. — 2005.- № 4.
Обновлено: 07.01.2022 в 21:12.