Здоровьесберегающая деятельность в образовательной среде дошкольного учреждения
А. С. Хохлачева, магистрант ЮФУ
г. Ростов-на-Дону
Л. А. Оганнисян, к. п. н., доцент ЮФУ
г. Ростов-на-Дону
Сохранение и укрепление психического и физического здоровья личности является одним из приоритетных направлений деятельности всего общества. Современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни личности, разработке технологий способствующих сохранению и укреплению психического и физического здоровья личности, ориентации на здоровье как на одну из основных в аспекте общечеловеческих ценностей. По мнению И. И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки.
Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста приобретает стойкие тенденции. Не только социальные факторы, но и существующая система образования способствуют ухудшению состояния здоровья.
Проблема формирования здорового образа жизни является не столько медицинской, сколько социальной, поэтому необходимость создания специальных профилактических, коррекционных и развивающих программ для субъектов образовательного пространства является актуальным. Особенно это важно в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку проблема формирования здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, необходимо на ранних этапах развития и требует совместных усилий государственных, образовательных организаций, медицинских учреждений и самого населения. Здоровый образ жизни включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень и его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни [1].
За последние годы появились исследования по данной проблеме, в которых отмечается, что сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольников возможно как в процессе целенаправленной воспитательно-образовательной деятельности, так и в организуемой расширенной и углубленной деятельности в социуме, организации взаимодействия детей и родителей, объединении усилий врачей, педагогов, психологов.
Целью здоровьесберегающей деятельности в ДОУ является формирование у субъектов образовательного процесса здоровьесберегающей компетентности, которую можно трактовать как интегративное качество личности, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни; а также наличие сформированных мотивов, имеющих эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающих к ведению здорового образа жизни; потребности в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированной на самопознание и самореализацию. Необходимо обеспечивать педагогические условия для успешности развития здоровьесберегающей компетентности дошкольников, а именно: значимыми для сохранения здоровья ценностными ориентациями и смысловыми установками педагогов, гуманизацией отношений субъектов образовательного процесса, созданием здоровьесберегающей среды развития ребенка, созданием детско-родительского сообщества.
В основе здоровьесберегающей деятельности лежат следующие принципы оценки состояния здоровья личности:
1) системность (здоровье есть интегральная характеристика иерархического взаимодействия систем организма, формирующих его целостность);
2) функциональность (оценка состояния здоровья с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; взаимодействия с факторами среды);
3) индивидуальность (формирование критериев диагностики и программ коррекции с учетом индивидуальных, в том числе генетических, особенностей);
4) историчность (оценка текущего состояния с учетом индивидуальных особенностей развития личности, этапа его онтогенеза).
Содержание данной деятельности определяется ее функциями:
- системно-прогностической, призванной создать целостную систему оздоровления среды, определить перспективы и пути ее совершенствования, представить будущее состояние и развитие формирования здоровья;
- медико-психолого-педагогической, предусматривающей меры, направленные на формирование, сохранение, укрепление здоровья и создание престижа здорового образа жизни;
- ценностно-ориентированной, обеспечивающей ориентацию на здоровье как на одну из основных в аспекте общечеловеческих ценностей.
Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении должно строится на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми, педагогами и родителями в рамках единого комплексного оздоровительно-развивающего пространства.[2].
Основными задачами, стоящими перед коллективом ДОУ в рамках данной деятельности являются:
- обеспечение необходимой медико-гигиенической и психологической информацией о здоровом образе жизни;
- вовлечение медицинских работников в просветительную работу и воспитательную деятельность;
- проведение профилактической и коррекционной работы с каждым субъектом образовательного пространства;
- использование средств и методов для диагностики и прогноза состояния психического и физического здоровья;
- выявление индивидуальных психофизиологических и соматических особенностей личности;
- разработка индивидуальных программ по коррекции психического и физического здоровья;
- систематический мониторинг за состоянием функциональных систем организма, психологического статуса и динамике адаптации к факторам внешней среды.
Основными направлениями являются: внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни; приобщение педагогов и родителей к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в ДОУ — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании — определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеформирования педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий [3]:
1. Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация здоровьесберегающей среды).
2. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Реализация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ возможна на основе использования схемы функционального взаимодействия специалистов различного профиля (психофизиолога, врача, психолога, педагога, специалиста по физической культуре) как на этапе проведения комплексной диагностики, так и при осуществлении коррекционных и развивающих мероприятий, включая средства и методы оптимизации образа жизни.
Список литературы
- Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход.- М: Школа здоровья, 2000.
- Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.
- Терновская, С. А., Теплякова, Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. — 2005.- № 4.