Казачьи сказки

Воспитатель: Коренева Н. Д.

Уважаемые родители. Мы живём с вами в казачьей станице. Наш детский сад ведёт большую работу по изучению донского казачества.

Именно здесь я впервые столкнулась с казачьими сказками. Некоторые из этих сказок, собранных на Дону писателями в разное время, имеют заимствованные из русского фольклора сюжеты, но большинство оригинальны и самобытны. Неповторимый казачий говор и своеобразный юмор придают сказкам особый колорит.

ЦЕЛЬ: показать детям одну из граней культурного богатства родного края.

Задачи:

-вызвать эмоциональный отклик, желание читать сказки;

-развивать творческие способности, обогащать словарный запас;

-воспитывать потребность жить по законам справедливости,

толерантности и добра.

А вот и сами сказки:

ПАПАХА.

Жила — была молодая казачка. Красивая — залюбуешься. Родители у неё давно умерли — сироткой осталась. Хозяйство вела исправно: в доме чистота, грубка побелена, рушники кругом расшитые, половички плетёные, на столе пампушки да варенички; на базах тоже порядок, скотина управлена, ухожена.

Проснулась казачка как-то ранним утром и решила стирку растеять. Собрала бельё и на речку отправилась. А там прохладно, тишина. Солнышко подниматься начало, залюбовалась девушка, вдруг слышит: «Ква-ква, глянь, красавица, по реке папаха плывёт». Удивилась она, что лягушка разговаривает по-человечьи. Стала искать её, а той и след уж простыл. Посмотрела, а по реке и впрямь папаха плывёт, наклонилась, а та ей в руки, словно живая. Как только девица папаху-то в руки взяла, сразу почувствовала, будто та зовёт её куда-то. Подумала-подумала, да и пошла. День идёт, второй, третий, уже черики истоптала, парочка на солнце выгорела, запон весь истрепался. Вдруг видит : конь вороной стоит, а рядом казак недвижим лежит. Принесла девица воды, омыла казаку раны, перевязала. Открыл глаза удалой храбрец и зажмурился от красоты такой. И женился на своей спасительнице. Они и сейчас счастливо живут, пампушки жуют, вам привет передают.

Казачьи слова: ГРУБКА — печка; ЧЕРИКИ — невысокая кожаная обувь (тапки); ПАРОЧКА — юбка и кофта одного цвета; ЗАПОН — фартук.

КУРЕНЬ.

Было время, когда казаки жили бессемейно, потому что некогда им было семьёй обзаводиться, надо было границы родины беречь, от супостатов охранять. А потом перемирие выпало, присмирели враги.

Пришёл казак, сел на бережок Дона-батюшки и стал думу о дальнейшем житье-бытье думать. Надо бы жёнкой обзавестись, да привести некуда, как дом построить? Вдруг ему на руку камешек с неба упал. Поднял казак голову и видит: ласточка-касатка кружит, знак какой-то подаёт. На второй день уронила комочек глины, на третий — камышинку, а на четвёртый — деревянную палочку. Догадался казак, о чём ему птаха сказать хотела, и принялся за дело. Низы дома сделал каменные, чтоб вода не заливала, верхи — из глины, чтоб семья не замерзала, крышу — камышовую, чтоб дождь не мочил, окна, двери, украшения- деревянные, чтоб душа, глядя на красоту, радовалась. И назвал свой дом куренём, что означает «круглый», потому как все комнаты по кругу обойти можно.

Поехал казак по белу свету супружницу себе искать. И нашел. Красавица чудная: брови-стрелы, глаза-изумруды, губы — ягода спелая. Привёз на родину. И зажили они ладно да мирно: казак в поле хлеб растит, на охоту и рыбалку ходит, в кузнице молотком стучит, из лозы корзины плетет; ладушка его по дому хозяйничает: стряпает, рукодельничает, чистоту блюдёт да детушек малых растит. Так и сейчас живут да вам того же желают.

Казачьи слова: СУПРУЖНИЦА, ЛАДУШКА — жена.

КНЫШ.

В станице в казачьей, да в куреньке в белёном жили — солнышку радовались дедушка и бабушка. И вот однажды старый казак говорит своей супружнице:

-Завела бы ты кныш со шкварочками!

-Та я зараз,- говорит старуха.

Замесила теста полную макитру и поставила подниматься, а сама задремала на порожках. Тесто пыхтело- пыхтело, через край чашки перелезло и айда огородами на выгон.

А там Лиса Патрикеевна кругами ходит, кочета выглядывает. Глядь, по дороге тесто растекается, цыбарку подхватила и к нему:

-Залезай,- говорит,- ко мне в гости пойдём!

А тесто в ответ:

-Лиса, посмотри, какая карга на плетне сидит!

Пока Патрикеевна головой крутила, тесто убежало. Катится дальше, пыхтит, на солнышке подходит. Навстречу ему порося бежит. Увидало, какая вкуснотища без пригляду бегает, и давай себе на баз заворачивать. А тесто то кренделёчком сложится, то сушкой, то пампушкой, как будто бы дразнится. У порося аж дух занялся, а тесто прыг в канавку и дальше покатилось.

Добралось до речки, устало, легло на бережку, кнышом свернулось и уснуло. А солнце уж в зенит вошло, жарит неимоверно. Стал кныш подрумяниваться.

Бабуля в это время проснулась, потянулась и пошла в курень. Смотрит, а макитра пустая. Погоревала- погоревала, да делать нечего, пошла по станице пропажу искать. У кого ни спросит — никто не видел. Пришла на бережок, а там кныш готовый лежит, румяный да горячий. Обрадовалась старушка, схватила его и бегом домой, а дед её уж у плетня встречает: «Пока у бабушки поспеют кныши, у дедушки не останется и души.»

Казачьи слова: КУРЕНЬ — казачий дом; КНЫШ — казачий хлеб; ШКВАРКИ — остатки от вытопленного сала; ЦЫБАРКА — ведро; КАРГА — ворона, ЗАРАЗ — сейчас.

 

ПРУТИК.

Жили-были в давние времена в наших краях казачьих дедуня с бабуней. Жизнь пролетела, работы переделано — на несколько жизней хватило бы, курень — полная чаша, а вот деток Бог не дал. А казак мастер был на все руки, а особенно хорошо лозу плёл. И вот однажды вечерком засиделся старик за работой, а утром суружница его глаза открыла и ахнула: посреди стола в зале плетёный мальчишка стоит. Ну точь-в-точь как живой. Вдруг глазками заморгал, в ладоши захлопал, ножкой топнул и прыг на пол. «Здорово ночевали, батяня и маманя!» — говорит. Старуха в слёзы от радости, а казак повёл мальца во двор: хозяйство показывать да со станичниками знакомить.

И назвали мальчишку Прутиком. Что ни день, новому чему-нибудь научится. Скоро уже мог и подкову выковать, и седло сделать, и глечиков накрутить, и сапоги отцу справить. А с лозой так ближе всего сошёлся: такие вещи стал плести, что со всей округи народ посмотреть приходил.

И вот однажды собрались казаки на ярмарку. Взяли и мальца с собой, пусть свои поделки продаёт: и людям в радость, и семейству прибыток. Шумит ярмарка, заливается смехом и говором казачьим, звуками гармошки. Торгует Прутик своими вещицами, уж дело к концу подходит. Понравилась его работа одному купцу заморскому. Стоял, любовался, нахваливал-нахваливал да стал Прутика к себе сманивать. А казачонок ни в какую. Тогда купец мальчишку в мешок, мешок на коня и был таков. Примчался к реке, сел в свою лодку и отплыл в дальние дали.

Долго ли, коротко ли носило их по волнам, прибыли в земли чужбинные. Купец для Прутика самую гибкую лозу приготовил, опытных работников дал, инструмент хороший. Да не идёт дело, загрустил малец по дому, по родимой сторонушке, всё из рук валится.

И задумал Прутик бежать из неволи. Выбрал ночку потемнее, взял коня побыстрее, выехал за ворота и только его и видели. Только учуяли псы охранные цокот копыт, лай подняли. Снарядил купец погоню. Слышит казачонок: догоняют его. Вытащил из-за пазухи платочек голубой, матушкой расшитый, бросил — разлилась река глубокая, как Дон-батюшка. Пока слуги купца искали на чём переправиться, Прутика уже и след простыл.

Вот и курень родной. Родители от горя-печали уж все слёзы повыплакали. Как увидали сыночка родного, обрадовались, и началось у них веселье. Жизнь с тех пор жизнь наладилась, и всё пошло своим чередом.

Казачьи слова: ДЕДУНЯ, БАБУНЯ — дедушка и бабушка, БАТЯНЯ, МАМАНЯ — отец и мать, СУПРУЖНИЦА — жена, ГЛЕЧИК — глиняный сосуд.

 

Обновлено: 14.01.2021 в 12:39.