Цветочный город
Конспект НОД с использованием технологии«Исследование в деятельности»для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.
Задачи по образовательным областям
«Познавательное развитие»
Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах, об использовании бумаги в жизни человека
Развивать исследовательские действия и умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой
Развивать мышление и память,
« Социально-коммуникативное развитие»
Совершенствовать умение ребенка общаться, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
«Речевое развитие»
Обогащать активный словарь («гофрированная», «копировальная», «коллекция»).
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь, умение делать выводы
Учить соотносить прилагательное с существительным.
« Художественно-эстетическое развитие»
Развивать творческую деятельность. «Физическое развитие»
Предупреждать утомляемость воспитанников.
Развивать мелкую моторику рук
Закреплять умение координировать речь с движениями.
Материалы и оборудование: коробка для посылки, емкости с водой, пластиковые тарелки: бумажные предметы, письмо от Незнайки, альбом для рисования клей, ножницы, коробка с фантиками от конфет, салфетки: для дидактической игры «Виды бумаги» плоскостное дерево с листиками из салфетки, гофрированной бумаги, цветной бумаги, картона, бархатной бумаги, обоев, тетрадного листа, бумаги для печати, альбомного листа.
Ход НОД
Воспитатель. Здравствуйте, ребята.По дороге в детский сад встретила почтальона, и он дал мне вот это письмо. Это письмо от Незнайки. Он пишет, что жителям Цветочного города очень скучно, у них закончилась бумага, раскраски и им не на чем рисовать. А они очень любят рисовать и хотят; поучаствовать в выставке рисунков. Незнайка просит им помочь. Только чем мы можем помочь?
Воспитатель Мы им отправим посылку с бумагой и раскрасками, которые сделаем сами. Но снача надо решить, какую бумагу мы отправим. Есть много видов бумаги. На любой бумаге можно рисовать?
Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть и собрать коллекционный альбом.
Дидактическая игра «Вид бумаги»
Воспитатель Каждый из вас сорвет листик. С этого дерева листики необычные. Какие они?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте мы определим, на какой бумаге можно рисовать, и будем вклеивать листочки вот в этот альбом. Если на бумаге можно рисовать, то рядом с листиком приклейте изображение карандаша, а если нет — изображение зачеркнутого карандаша.
Воспитатель. Вот какая замечательная коллекция у нас получается! Как мы можем назвать наш альбом?
Воспитатель, Хотите узнать много интресного?Предлагаю вам стать Исследователями:смотреть, экспереминтировать запоминать все,что узнали о свойствах бумаги. Присаживайтесь за столы.Обратите внимание на бумагу, которая лежит перед вами.Какого она цвета?
Воспитатель. Потрогайте, поверхность бумаги и скажите гладкая или шершавая? Воспитатель. Поднимите ту, которую вы считаете самой шершавой. Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите: все ли они одинаковые по толщине? Воспитатель. Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть потолще . Попробуйте смять бумагу. Получилось?
Воспитатель. Какая полоска мялась очень сильно, а какая — нет? Почему ? Воспитатель Правильно, эта, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая — и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. Значит делаем вывод-бумага мнется. Попробуйте расправить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось?
Воспитатель. Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней. А сейчас мы ножницами разрежем бумагу Но прежде давайте вспомним правила работы с ножницами.
Воспитатель. Вся ли бумага режется? Какая бумага режется легче9
Ответы детей.
Воспитатель. Мы выяснили, что бумага легко режется ножницами. А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски Получилось ?Значит, бумага еше и рвется. Вывод: бумага мнется, режется, рвется. Поместите кусочек бумаги в емкость с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой?
Воспитатель. Это мы проверим чуть позже, сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. У меня есть коробочка с разноцветными фантиками. Возьмите по одному фантику, слушайте и повторяйте за мной.
/Динамическая пауза «Ъумажные фантики»
Мы — фантики бумажные.
Конфетки в нас сидели. .
А детки-сладкоежки Конфеты дружно съели.
Ветер вдруг набежал И все фантики поднял
Закружились, полетели И на землю тихо сели.
Мы все фантики возьмем И в коробку отнесем
Воспитатель. Присаживайтесь обратно за столы, давайте посмотрим, что произошло бумагой. Достаньте полоски и положите на тарелки, потрогайте бумагу. Какая она стала
Дети. Мокрая.
Воспитатель. Потяните кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось ? Почему?
Дети. Бумага размокла и расползлась.
Воспитатель. Делаем вывод: бумага намокает в воде и расползается, она непрочная. Ребята, какую же бумагу мы отправим в Цветочный городок?
Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги?»
Воспитатель Ребята, а в нашей группе есть предметы, сделанные из бумаги ?Пройдите, пожалуйста, по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги.
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какие предметы вы принесли?
Воспитатель, Ребята, вы принесли разные предметы. Про какие предметы можно сказать «бумажный"
Дети. Конверт, пакет, стакан
Воспитатель А про какие предметы можно сказать «бумажная»
Дети. Салфетка, коробка, открытка.
Воспитатель. Молодцы ребята, скажите, о каких свойствах бумаги вы узнали.
Дети. Бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая: бумага легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается.
Воспитатель. А теперь подумайте, может ли быть в нашем мире все сделано из бумаги?
Воспитатель. Из чего стооят дома? А мебель? А транспорт? А из чего шьют одежду
Почему выбраны именно эти материалы, а не бумага?
Воспитатель.Правильно, потому что эти материалы надежные. А бумага, как мы выяснили и проверилиэксперимент- материал непрочный, поэтому надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. Сейчас вы немного отдохнете, а позже мы сделаем сами раскраски при помощи еще одного вида бумаги — копировальной — и соберем посылку в Цветочный город.
Ермакова Т.Н.