«День создания автомобиля».

«День создания автомобиля».

НОД для детей старшего

дошкольного возраста.

Технология решения изобрета­тельских задач (ТРИЗ) давно успешно зарекомендовала себя в дошкольном образовании, в том чис­ле — в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта технология позволяет не просто предоставлять детям знания, она развивает мышле­ние, речь, познавательную активность. Дети овладевают навыками анализа и синтеза, сравнения, построения гипотез и их подтверждения, учатся аргументированно высказывать собс­твенную точку зрения. Предлагаю вниманию читателей конспект логопе­дического занятия с использованием элементов ТРИЗ

Цели: закрепление представлений по теме, развитие речи, мышления, воображения.

Задачи

Познакомить детей с историей создания автомобиля.

Закрепить представления по теме «Транспорт».

Развивать лексико-грамматические категории (предложно-падежные формы имен существительных, согла­сование существительных с прилага­тельными и числительными): упражнять в построении сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Формировать навыки исследова­тельской работы — узнавать, срав­нивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени.

Воспитывать интерес к исследова­нию окружающего мира, уважительное отношение к тому, что создано трудом человека.

Оборудование: наборы иллюстра­ций по истории транспорта, загадки о транспорте, таблица «системный оператор» (ТРИЗ), картинки для со­ставления «Ленты времени».

ситуации, сюрпризный момент, эле­менты творчества и новизны.

Использование образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии (динамическая пауза, смена видов деятельности), личностно ори­ентированная технология с опорой на личный опыт детей и личное инфор­мационное пространство.

Ход деятельности

Педагог Ребята, с каким настрое­нием вы пришли сегодня на занятие?Вы готовы к новым открытиям и ин­тересным заданиям?

Сегодня для нас приго­товлены интересные задания, которые мы будем вместе открывать на стенде. Чтобы узнать тему сегодняшнего за­нятия, нужно разгадать загадку.

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином. На" копытца дай резину.

И тогда, поднявши пыль . Побежит... (автомобиль)

Педагог открывает в централь­ном окне таблицы «системный опе­ратор» карточку с изображением автомобиля.

Педагог. Верно, это автомобиль или машина, — верный друг и по­мощник человека. Для чего нужна машина? Передаем мячик и называем как можно больше слов-действий, не повторяя тех. что уже назвали.

Дети’. Ездить, быстро передвигаться, перевозить грузы, путешествовать

Педагог В далеком прошлом не было автомобилей, человек не знал, что это такое. Сегодня мы будем исследователями и узнаем, как появился автомобиль.

Работа с системным оператором

Педагог А поможет нам в этом вот этот лифт {Показывает таблицу «системный оператор») С его помо­щью мы отправимся в путешествие. Мы помним: если переместимся влево попадем в прошлое, вправо — в бу­дущее автомобиля, если поехать вниз, узнаем части, из которых состоит наш объект, если вверх — места, где наш объект может быть

Сначала мы едем вверх. Посмот­рите на картинку: на ней «семья» автомобиля. Назовите «родственников» ’ автомобиля.

Ответы детей.

Педагог. Как одним словом можно назвать «семью» автомобиля?

Дети Транспорт

Д/И «Доскажи словечко»

У нас есть ... (автомобиль, само­лет, велосипед)

Раньше у нас не было (чего)..

Мы очень рады чему?) ..

Мы любуемся (чем?)...

Мы прокатимся (на чем?)...

Дидактическая игра «Посчи­тай-ка»

Педагог. Велосипед какой?

Дети. Быстрый.

Педагог Посчитаем быстрые ве­лосипеды.

Дети. Один быстрый велосипед, два быстрых велосипеда... шесть быстрых велосипедов.

Педагог Где чаще всего мы можем встретить автомобиль?

Дети. На улице, на дороге.

Педагог, Кем мы становимся, когда идем по улице?

Дети Пешеходами.

Педагог. Какие правила должен знать пешеход?

Подвижная игра «Автобус»

-Педагог, Мы знаем три сигнала светофора: красный — стой, жел­тый — жди, а зеленый — проходи. Наш автобус будет двигаться по кругу. Водитель двигается первым, осталь­ные — пассажиры — крепко держатся друг за друга. На пути светофор — всем надо действовать в соответствии с его сигналом. Всем находящимся в автобусе нужно быть внимательными.

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам.

Наш шофер педаль нажал. Имитируют движение

И автобус побежал Бегут по кругу.

Автобус благополучно довез нас до нужной остановки, мы покидаем его и присядем на свои места. Нам пора двигаться дальше — вниз по волшебному лифту. Из каких частей состоит автомобиль?

Ответы детей

Игра «Назови часть целого»

Дети называют части автомобиля по картинке: «Не бывает автомобиля без. ».

Игра «Найди пару»

Каждый выбирает часть картинки. По сигналу надо быстро найти пару, на которой изображена вторая часть автомобиля.

«Путешествие в прошлое» («Лента времени»)

Педагог, Наш волшебный лифт поехал влево, это значит, что пора отправиться в прошлое автомобиля.

В давние-давние времена человек еще не придумал средства передви­жения. Как передвигался человек, пока не изобрел автомобиль?

Педагог На столе разложены кар­тинки. Вы внимательно их рассматри­ваете, обсуждаете, договариваетесь и выстраиваете ленту времени «Как появился автомобиль».

Дети выполняют задание, затем рассказывают, что было сначала, что потом

Игра «Найти сходства и от­личия»

Воспитатель показывает две кар­тинки: на одной изображена запряжен­ная в тележку лошадь, на другой — автомобиль. Просит, ребят сказать, что в них общего и в чем отличие.

Педагог Ребята, понравилось вам путешествие в прошлое?Пора воз­вращаться в наше время. Сейчас по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появ­ляются новые и новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоро­стные, с хорошей проходимостью и безопасные, В современных машинах есть навигаторы {спросить детей, что еще есть в современных машинах). подушки безопасности, кондиционеры и многое другое. Человек чувствует себя уютно в своем автомобиле, он может ездить на далекие расстояния без особого труда. Автомобиль — это великое изобретение человека. Но все ли так хооошо?

Игра «Хорошо — плохо»

Педагог. В любом предмете есть хорошее и плохое. Автомобиль — это хорошо. Почему?

Дети. Хорошо то,что автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти в нужное место, в нем тепло, уютно...

Педагог, Автомобиль — это плохо. Почему?

Дети. Плохо, потому что автомо­биль загрязняет воздух выхлопными газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают...

Педагог. Человек постоянно хочет сделать автомобиль все лучше и лучше.

«Путешествие в будущее»

Педагог Наш лифт поехал впра­во — нам пора поговорить о будущем автомобиля Ребята, каким представляете автомобиль будущего? Давайте пофантазируем. Какими свойствами будет обладать автомобиль будущего.

Педагог. Если автомобиль будет летать, как мы его назовем?

Предложения детей.

Педагог Наше путешествие в историю автомобиля подходит к завершению. Ребята, понравилось вам путешествие? Что нового и интересно вы узнали?Что вызвало затруднение?Что удивило?Что еще вы хотели узнать про транспорт?

Педагог Ребята, я предлагаю подумать и нарисовать автомобили будущего и рассказать нам о нем?

Источники

  1. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. — 3-е изд.. пер.и доп. — М.: Дет, лит., 1989

Белоусова Л. ЕУдивительна истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. — 2002.

  1. Гин С. ИЗанятия по ТРИЗ детском саду. Пособие для педагов дошкольных учреждений. −2011

Ермакова Т.Н.

Обновлено: 07.01.2022 в 21:12.