Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

(слайд№1)Цель: систематизировать знания детей по лексическим темам “Весна”, “Деревья”, “Перелётные и зимующие птицы”, “Дикие животные”.

 

Ход занятия:

(слайд№2) Здравствуйте, ребята. Дудушка Ау прислал нам письмо, в котором приглашает нас в свой лес на прогулку. Чтобы попасть в лес нужно наполнится волшебной силой.

Дети выполняют движения по тексту.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом

Мы подуем низко,

Мы подуем далеко,

Мы подуем близко.

Наполнились волшебной силой?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда в путь, повторяйте за мной.

Темным лесом по лугу

Мы шагаем друг за другом.

Чтобы травку не помять,

Ноги нужно поднимать.

По тропинке мы бежим,

Не мешаем, не шумим.

На полянке птичкам весело летать.

Чтобы ветки не ломать, будем тихо мы шагать.

С лесом дружно мы живём ему песенки поём.

Воспитатель: Вот мы и очутились в лесу. Сейчас сядем, отдохнём, а потом опять пойдём.

Но где же дядюшка Ау? Смотрите какой-то ящик (морфологический ящик) и записка. Дедушка Ау сообщает, что не сможет с нами отправится в лес, но этот ящик поможет нам совершить прогулку. Давайте посмотрим, что в нём лежит (Открывает) Посмотрите, что в первой ячейке?

Дети: Часы

Воспитатель: Какие?

Дети: Песочные.

Воспитатель: Где мы можем найти песок?

Дети: На песочном столе.

Воспитатель: Подходите к столам, давайте проверим, что дедушка Ау для нас приготовил. Окуните руки в песок.

Дети находят в песке стеклянные камешки.

Воспитатель: На что похожи эти камешки?

(слайд№3)Дети: Они похожи на капли.

Воспитатель: Капли что умеют делать?

Дети: Капли умеют капать.

Воспитатель: Давайте создадим песочный дождь, только будьте осторожны, просыпая песок, не поднимайте его высоко. Образуем слова одной семейки от слова “капать”. Что начинается, когда солнышко растапливает сосульки ранней весной?

Дети: Начинается капель.

Воспитатель: Как можно назвать маленькую каплю?

Дети: Капелька.

Воспитатель: Нарисуйте её на песочном столе. Если капли капают, то они какие?

Дети: Капающие.

Воспитатель: Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова “капать”.

Дети: Капля, капель, капелька, капающие.

Воспитатель: Молодцы! Вытирайте руки от песка. Давайте посмотрим, что же в следующей ячейке ящика. Здесь картинка, что на ней изображено?

Дети: На картинке изображена весна.

(слайд№4)Игра с массажным мячом “Признаки весны”

Воспитатель: Присаживайтесь в круг. Я буду передавать вам мяч, а вы катайте его в руках и называйте по одному признаку весны.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. А какая сейчас весна?

Дети: Ранняя весна.

Воспитатель: А ранняя весна когда начинается?

Дети: В марте.

Воспитатель: Давайте отдохнем, внимание на экран. Повторяйте за бабушкой Агафьей.

(Слайд№ 5) Артикуляционная гимнастика “У бабушки с дедушкой”

Дети выполняют движения по тексту.

 Толстые внуки приехали в гости,

С ними худые - лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они всех потянулись.

Утром проснулись - в улыбочку губы,

Чисти свои верхние зубы -

Вправо и влево, внутри и снаружи,

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмём мы и рот прополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи.

 

(слайд№6)Воспитатель: Молодцы, что изображено на экране?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Сколько слогов в слове “солнышко” ?

Дети: В слове “солнышко” три слога.

Воспитатель: Давайте вместе проверим. (Проверяют) Молодцы, следующая картинка. Что это?

Дети: Подснежник.

Воспитатель: Сколько слогов в слове “подснежник”?

Дети: В слове “подснежник” три слога.

Воспитатель: Давайте вместе проверим. (Проверяют) Молодцы, следующая картинка. Что это?

Дети: Это листочки.

Воспитатель: Сколько слогов в слове “листочки”?

Дети: В слове “листочки” три слога.

Воспитатель: Давайте вместе проверим. (Проверяют) Молодцы, следующая картинка. Кто это?

Дети: Грач.

Воспитатель: Сколько слогов в слове “грач”?

Дети: В слове “грач” один слог.

Воспитатель: Давайте вместе проверим. (Проверяют) Молодцы, в названии этих картинок - “солнышко”, подснежник”, “листочки” - какой звук мы слышим чаще?

Дети: мы слышим звук [с].

Воспитатель: А какая картинка лишняя? Покажи Таисия.

Ребенок указывает на лишнюю картинку на экране, картинка “грач” исчезает.

Воспитатель: Почему она лишняя?

Ребенок: Потому что в слове “грач” нет звука [с].

Воспитатель: Давайте произнесём звук [с] тихо.(произносят) Громко. (произносят).

(слайд№7)Воспитатель: В слове “солнышко” где мы слышим звук [с] (в начале, в середине, в конце)

Ребенок указкой выбирает место звука в слове, правильный квадратик схемы меняет цвет.

Ребёнок: В слове “солнышко” звук [с] мы слышим в начале слова.

Тоже самое проводим со словами “подснежник” и “листочки”.

Воспитатель: Молодцы. Давайте посмотрим, что в следующей ячейке ящика. Что изображено на картинке?

(слайд№8)Дети: На картинке изображён лес.

Воспитатель: Какой?

Дети: Берёзовый, лиственный, весенний.

Воспитатель: Внимание на экран. Давайте назовём деревья, которые можно встретить в лесу дедушки Ау.

(слайд№8-11)Дети: Берёза, дуб, клен, липа.

Воспитатель: Какие это деревья?

Дети: Эти деревья лиственные.

Воспитатель: Молодцы, а теперь закройте глазки и представьте, что вы ветерок среди этих деревьев. Пошуршите листьями. Для этого сделайте глубокий вдох, а на выдохе произнесите звук [ш]. Откройте глазки. Как вы думаете, звук [ш] какой - гласный или согласный?

Дети: Это согласный звук.

Воспитатель: Почему?

Дети: Его нельзя пропеть.

Воспитатель: Давайте определим, какой это звук - звонкий или глухой. Приложите руку к горлышку и произнесите звук [ш]. Что происходит с горлышком, оно дрожит?

Дети: Нет.

Воспитатель: Если горлышко не дрожит, значит звук глухой. Давайте немного отдохнем.

Логоритмическое упражнение “Гуси”

Га-га-га, га-га-га,

Дома стаяли снега,

Га-га-га, га-га-га,

Облетаем облака.

Выше! Ниже!

Вижу! Вижу!

Вот знакомая река!

Над просторами долин

Развернись, гусиный клин!

Мы вернулись! Мы вернулись!

Мы родной земли коснулись.

Воспитатель: Молодцы, садитесь. Что ещё осталось в ящике? Вика, проверь, пожалуйста. Что изображено на картинке?

(слайд№12)Ребёнок: На картинке изображены дикие звери.

Воспитатель: Назовите зверей, которые изображены на картинке.

(слайд№13)Дети: Лоси.

Воспитатель: Саша, назови всю семью лосей.

Ребёнок: Лось, лосиха, лосёнок.

Воспитатель: составь описательный рассказ об этих животных, используя мнемотаблицу.

(слайд№14-16)Тоже самое проводится с картинками “Ежи”, “Барсуки”, “Кабаны”

Воспитатель: Молодцы. А теперь поиграем в сыщиков? Кто первым догадается чей хвост, поднимайте руку.

(слайд№17)Ребёнок: хвост барсука - барсучий хвост.

(слайд№18)Чьи рога? - рога лося - лосиные рога.

(слайд№19)Голова чья? - Головая ежа - ежиная голова.

Воспитатель: Молодцы! А теперь посчитаем детёнышей животных и птенцов птиц.

Игра “Один, два, пять” (с использованием слайдов презентации)

(слайд№20)Один ежонок, два ежонка, пять ежат.

(слайд№21)Один барсучонок, два барсучка, пять барсучат.

(слайд№22)Один кукушонок, два кукушонка, пять кукушат.

(слайд№23)Один скворчонок, два скворчонка, пять скворчат.

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка, для того, чтобы вернуться обратно, повторяйте за мной. (движение по полосе препятствий)

Темным лесом по лугу

Мы шагаем друг за другом.

Чтобы травку не помять,

Ноги нужно поднимать.

По тропинке мы бежим,

Не мешаем, не шумим.

На полянке птичкам весело летать.

Чтобы ветки не ломать, будем тихо мы шагать.

С лесом дружно мы живём ему песенки поём.

Воспитатель: Вот мы и вернулись. А где мы сегодня побывали? Кто нас позвал в гости? Какие деревья растут в лесу дедушки Ау? Какие животные нам повстречались. Как шуршат деревья? Звук [ш] какой?

Темным лесом по лугу

Мы шагаем друг за другом.

Чтобы травку не помять,

Ноги нужно поднимать.

По тропинке мы бежим,

Не мешаем, не шумим.

На полянке птичкам весело летать.

Чтобы ветки не ломать, будем тихо мы шагать.

С лесом дружно мы живём ему песенки поём.

 

Логоритмическое упражнение “Гуси”

Га-га-га, га-га-га,

Дома стаяли снега,

Га-га-га, га-га-га,

Облетаем облака.

Выше! Ниже!

Вижу! Вижу!

Вот знакомая река!

Над просторами долин

Развернись, гусиный клин!

Мы вернулись! Мы вернулись!

Мы родной земли коснулись.

Обновлено: 07.01.2022 в 21:12.