Консультация на тему Советы педагогам ясельной группы

Консультация на тему:

«Опытный педагог хочет уволиться после перехода на ясельную группу. Как этого не допустить и поддержать коллегу».

Большой опыт работы с детьми дошкольного возраста еще не гарантирует того, что воспитатель сможет работать в ясельной группе. Методы и приемы, которые воспитатель применял в дошкольной группе, в яслях работать не будут. Ведь дети раннего возраста требуют особого подхода. Они тяжелее переносят разлуку с семьей, чем дошкольники.

Работа в ясельной группе всегда сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего — это конечно же ранний возраст воспитанников. На первых порах воспитателю кажется, что он попал в ад. Но если выстроить правильную линию поведения и систематичность обучающих и развивающих занятий — то это все поправимо.

Хотелось бы поделиться с вами методами и приемами, которые помогут вам воспитатели при работе с детьми в ясельной группе.

Трудность 1. У вас не получается организовать детей.

Это происходит потому что в этом возрасте ребенок не может:

  • слушаться и проявлять никаких эмоций;

  • слушаться вообще, если захвачен игрой, негативными эмоциями: гневом, страхом;

  • терпеливо ждать больше 2-3 минут;

  • объяснить словами, что не так или чего хочет;

  • сосредоточиться даже на чем-то приятном, когда устал;

  • оставаться чистым во время прогулки и приема пищи.

Методы и приемы, которые помогут вам организовать детей на занятиях и прогулке.

  1. Регулируйте занятость детей. Малыши быстро пресыщаются, сильно устают от деятельности, которую приходится выполнять под принуждением. Например, одеваться, когда этого совсем не хочется. Также воспитанники раннего возраста перевозбуждаются от обилия стимулов. Поэтому любые занятия надо вводить сначала в очень незначительном временном объеме: не более 10 минут, а иногда и меньше, часто чередовать с другими занятиями и со свободной игрой.

  2. Используйте наглядность и персонализируйте пространство группы. Дети раннего возраста не могут мысленно представить линию, по которой надо встать, чтобы построиться на обед. Далеко не сразу запоминают расположение своих шкафчиков, могут не опознавать собственную одежду в раздевалке. Поэтому сделайте наглядные и персональные подсказки в виде рисунков и символов.

Например, дети гораздо быстрее запоминают, как построиться, и быстро это делают, если на полу в группе нарисовать или наклеить ряд из разноцветных кругов — дорожку, которая подсказывает им места, где дети должны стоять.

На шкафчиках разместите рисунки или наклейки, которые ребенок сразу узнает. Так же на дверку шкафа можно приклеить фотографию ребенка. На стене в раздевалке повести плакатики с изображением элементов одежды по сезонам. Которые надо отыскать в шкафчике и учиться на себя надевать перед прогулкой.

  1. Используйте «питомца». Возьмите мягкую игрушку, которая изображает милого зверя. Расскажите детям, что это — питомец вашей группы. Оборудуйте для него в группе специальный уголок с настоящими или игрушечными мисочками, лежанкой, придумайте ему имя.

Каждый день используйте «питомца», когда вам надо организовать детей. Возьмите игрушку в руки и скажите «ее» голосом: «Нам пора гулять. Скорее собирайтесь тут» (покажите, где). Позовите детей есть от лица питомца: «Кузя голодный! Пойдемте есть!». Подходите с «питомцем» в руках к детям, которые плачут, отстают или буянят, зовите их от лица «питомца» скорее сделать то, что нужно.

  1. Говорите максимально кратко. Где можно, замените предложение на словосочетание: «Пора гулять» вместо «Ребята, сейчас у нас будет прогулка, нам надо собраться», словосочетание на слово: «Ручки» вместо «Помойте руки», слово на жест: сделайте движение, как будто надеваете шапку, когда дети готовятся к прогулке. Старайтесь, во фразе, обращенной к детям, было не больше пяти слов. Не говорите риторически: «Да что такое!», не озвучивайте не правильные действия: «Что ж ты носишься!». Говорите конкретно и понятно, что ребенку надо делать: «Сядь вот сюда».

  2. Проводите игру «Ловим конфетку», когда нужно, чтобы дети не шумели. При выходе из группы посмотрите на потолок и скажите: «Там падает облако из конфет, все ловите их», откройте рот и сделайте вид. Будто ртом ловите падающие с неба конфеты. Потом кажите: «А теперь закройте ротик и держите пальчик на губах, чтобы конфетка не выпала».

Трудность 2. Вы не знаете, как остановить плач.

Это происходит, потому что в этом возрасте ребенок не может:

  • не плакать, когда хочется заплакать;

  • не плакать, потому что он мальчик или уже большой;

  • успокоиться, даже если взрослый угрожает: «накажу», «поставлю в угол»;

  • не плакать, если испугался;

  • не реагировать, если другие дети в группе плачут;

  • прекратить плакать усилием воли.

Методы и приемы, которые помогут вам, когда дети плачут.

  1. Примите эмоции ребенка. Повод заплакать может казаться взрослому совершенно не значительным, но для ребенка это не так. Первый шаг, чтобы успокоить воспитанника и остановить плач, — это не пытаться его насильственно остановить и подавить. Вместо этого проявите соразмерное сочувствие. Спросите ребенка: «Больно?», «Страшно?», «Грустно?», «Ой-ой-ой». Используйте любые краткие формулировки и произносите их сочувственным тоном, чтобы ребенок почувствовал, что вы его понимаете и не запрещаете выражать его большое или маленькое горе, это лучшая сила против плача.

  2. Дайте ребенку ответить, не спешите утешать или переубеждать. Тем более нельзя выражать негатив в момент, когда воспитанник плачет. Не используйте такие фразы и сравнения типа, «как лялечка», «рёва», «прекрати сейчас же». Реакция ребенка в ответ на такие фразы будет только усиливаться еще большим плачем.

  3. Обнимите плачущего ребенка или детей. Делайте это только в том случае. Если сами не слишком раздражены. Образуйте «кисть винограда» — когда все ревущие воспитанники обнимают вас, прижимаются. Говорите кратко, сочувственно, либо используйте междометия: «О-о-о», «Ох-ох-ох».

  4. Не говорите ничего о детях и не подходите к ним, если сильно раздражены их плачем. Держите дистанцию, которая была между вами и ребёнком до плача. Скажите: «Мне самой надо успокоиться». Присядьте на стул, держите детей в поле зрения, но никак не комментируйте. Минуту помолчи т е, пожалейте себя, мысленно выразите себе сочувствие. Потом переходите к первому приему — примите эмоции ребенка. А если ваше эмоциональное состояние позволит, обнимите его.

  5. Используйте «питомца». Этот прием поможет, если в ситуации длительного детского плача вы эмоционально чувствуете в себе силы условно поиграть Возьмите «питомца» в руки и изобразите, что он плачет (подвывает, жалобно мяукает, хныкает, трет лапами глаза и т. п.). Скажите: «Дети, Кузя плачет! Кузя тоже плачет!». Изобразите еще плач и скажите: «Кто может утешить Кузю?» Когда дети обратят внимание на игрушку, на какой-то момент они перестанут плакать. Дайте детям в игровой форме поутешать, погладить игрушку.

  6. Создайте в группе «уголок утешения». Выберите для него уютное и уединенное место. Поверхность в уголке обязательно должна быть мягкой, чтобы дети могли здесь посидеть или прилечь. Разместите в уголке утешения большие и очень мягкие игрушки, которые можно обнимать, утыкаться в них, зарываться между ними. Показывайте детям этот уголок утешения в спокойные минуты, когда дети эмоционально стабильны. Продемонстрируйте им, как обнимаете игрушку. И объясните. Что когда грустно и плохо, можно прийти в уголок утешения, посидеть здесь с игрушками и успокоиться.

Трудность 3. Вы не можете увлечь детей игрой.

Это происходит, потому что в этом возрасте ребенок не может:

  • играть во что-то или с кем-то из вежливости или потому, что «так надо»;

  • играть только в развивающие игры;

  • одновременно играть и поддерживать порядок на игровой территории;

  • делиться игрушкой, если она нужна ему самому.

Методы и приемы, чтобы организовать игровую деятельность с детьми.

  1. Относитесь к игре как к лучшему занятию для детей и к лучшему времени для вас. В раннем возрасте не нужны специальные развивающие занятия. Если у ребенка нет особенностей в развитии. Нужна достаточно насыщенная и в то же время хорошо структурированная развивающая среда, а главное — нужна игра. Не пытайтесь внести в игру детей этого возраста сюжет и серьезную развивающую нагрузку. Пока что ребенок развивается от самого факта такой игры.

  2. Обеспечьте детей материалами для предметно-манипулятивных игр. Объясните родителям, что сейчас ребенку не нужны сложные дорогие игрушки. Нужно что-то, что позволит ему исследовать мир предметов, мир взрослых и свойства объектов. Куски картона, ленты, коробки, небьющиеся стаканчики, пенопласт, веревочки, пустые катушки, картонные втулки от бумажных полотенец или туалетной бумаги, кусочки ткани и меха, картонные упаковки из-под яиц, пластиковые бутылочки, ложки, расчески, дуршлаг, в хорошую погоду тазики с водой и ковшики горазда лучше займут и разовьют малышей, чем готовые игрушки. Из готовых игрушек хорошо иметь машинки, простую трассу, нетяжелые мячики, мягкие игрушки, которые можно расчесывать, недорогих кукол, наборы врача, полицейского. При этом важно показывать ребенку действия с предметом. Например, посмотрите на небо через картонную втулку, как в подзорную трубу.

  3. Стимулируй те игру, стимулируя сенсорику. Сделайте сенсорный столик: поставьте на него большой поднос и выставляйте в небольших емкостях предметы с разными свойствами: гладкие и шероховатые камушки, тянучие игрушки, мягкий пластилин, желуди, листья и пр. Размещайте на подносе предметы с разной фактурой — например, бумагу или ткань разной плотности и гладкости. В плотном картоне прорежьте дырочки такого диаметра, чтобы туда могли вставиться трубочки для коктейля, и положите эти материалы на стол. В ячейки картонной упаковки из-под яиц или на старую пластмассовую палитру положите разные камушки: это стимулирует сравнивать и классифицировать. Предложите детям на прогулке «найти что-то для нашего столика», исследуйте находки. Меняйте экспозицию хотя бы раз в неделю.

  4. Используйте мыльные пузыри и воздушные шарики. Это недорого, радостно и сильно вовлекает детей раннего возраста. Пусть ловят пузыри или перебрасываются шариком.

  5. Используйте книги. Организуйте в группе уютное место, где ребенок может посидеть или даже прилечь с книгой, полистать ее, рассмотреть картинки. Попросите родителей принести ненужные книги и журналы с картинками. Разрешите детям свободно подходить к книгам, листать их.

  6. Не заставляйте детей делиться своими игрушками. Дети раннего возраста неохотно делятся своими игрушками и часто негативно реагируют, когда взрослый вмешивается в их игру с предметами. Старайтесь находить для этого подходящий момент, чтобы не раздражать ребенка.

  7. Помните, когда нарастает плач, капризы, конфликты — это значит, ребенок переутомился. В этом случае нужно предложить ребенку попить, оставить его в покое, вывести на прогулку согласно режиму. А пока дети будут гулять, хорошо проветрить группу.

Трудность 4. У вас не получается уложить детей в тихи час.

Это происходит, потому что в этом возрасте ребенок не может:

  • уснуть, если встревожен, напуган, если у него что-то болит;

  • уснуть именно с такой скоростью и в такой позе. Как ему указали (никто так не может);

  • произвольно ускорить собственное засыпание или пробуждение;

  • тихо лежать и не вертеться, когда не спится;

  • хорошо спать, если укладывают криком, угрозами, резкими действиями.

Вот несколько советов для вас воспитатели, как успокоить детей перед сном и помочь им уснуть.

  1. Обязательно гуляйте с детьми перед сном. К моменту, когда воспитанники вернутся с прогулки, в спальне должно быть проветрено, постели чистые. Чтобы детям было комфортно и уютно в спальне, шторы должны слегка затемнять комнату.

  2. Создавайте приятный ритуал отхода ко сну. Если в группе есть «питомец», сначала оборудуйте ему кроватку и вместе с детьми ласково укладывайте его спать каждый день. Если «питомца» нет или дети не проявляют к нему стойкого интереса, зевните — зевание «заразно», в основе этого лежит работа зеркальных нейронов. Спокойно, приятным тоном, чуть медленнее и тише обычного скажите, что пришло время дневного сна.

  3. Попросите детей взять их игрушки в кроватки и устроить для них уютные местечки в кроватях. Многие дети привыкли спать дома с игрушкой, используйте это в тихий час. Напомните им, что игрушки уже хотят спать. Когда малыши укладываются в кроватках со своими игрушками, разрешите им немножко поиграть: погладить игрушку, поговорить с ней. Не кричите, не ругайте детей, не устрашайте ни в коем случае. Сон должен ассоциироваться у них со временем мира и спокойствия в группе.

  4. Научите детей простому способу успокоиться. Когда дети ходят в группу уже больше двух месяцев, но все еще плохо засыпают в тихий час, предложите им перед сном сделать такое упражнение: попросите, лежа в кроватке сильно-сильно сжать кулаки, а потом полностью расслабить их. Детям понравится это упражнение. Повторите его несколько раз.

  5. Читайте маленькую сказочку перед сном. Попросите детей закрыть глазки и представить, что вы читаете. Вы можете читать сказку по книге. Но еще больше детям раннего возраста нравятся сказки про них самих. Если хватает сил, рассказывайте милую простую сказку про детей из вашей группы на очень простой сюжет. Например, «Расскажу я вам, что как будто вы сегодня кое-что нашли. Ксюша пошла-пошла и нашла золотой листочек. Вадим пошел-пошел и нашел красивую веточку».

  6. Не принуждайте детей ложиться в какую-то строго определенную позу. Обращайтесь к детям со словами, которые настроят их на покой, и не требуйте от них уснуть немедленно. Не используйте такие слова: «Спи», «Быстро на левый бок!». Сначала скажите что-то про уют, любовь, тишину. Например, «Ножки положите спокойно-спокойно», «Ручки положите так, чтобы им было уютно-уютно», «Ваши мягкие подушечки вас заждались», «Ваши кроватки соскучились, они вас любят», «Тихо-тихо стало», «Я с вами. Охраняю вас», «Кузя у меня уже тихо сопит, засыпает». Повторите «ч-ч-ч-ч».

  7. Посидите рядом с теми детьми, кто плохо засыпает. Приговаривайте «ч-ч-ч-ч», кивайте, показывайте, как вы закрываете глаза. Не устраивайте войну с ребенком из-за сна. Совсем не засыпает — скажите, чтобы ничего не говорил и просто полежал в кроватке. Не повышайте тон, не говорите с ребенком агрессивно.

Обновлено: 07.01.2022 в 21:12.