Мастер-класс для родителей «Развиваем речь детей интересно!»
Целью мастер-класса является повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников.
Задачи
Познакомить родителей с технологией «виммельбух».
Активизировать самостоятельную работу родителей; предложить рекомендации по использованию «книжек-гляделок» в совместной деятельности с детьми.
Вводная часть — «Значение семьи в речевом развитии детей»
— Ребенок от трех до шести лет похож на ларчик, который открывается непросто. В нем столько спрятано возможностей, что не перечесть! И от нас, взрослых, зависит, как эти возможности, способности ребенка будут развиваться.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве — именно этот период особенно благоприятен для усвоения речи.Ученые доказали, что 85% всей информации, получаемой человеком за свою жизнь, он усваивает в первые три года жизни, то есть в те годы, когда его воспитанием занимается только семья. Отсюда — вся важность семейного воспитания в жизни человека. Все важнейшие навыки ребенок приобретает в семье, в том числе и навык правильной речи.
Бытует мнение, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в ее развитии. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье.
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (с учетом возрастных особенностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Основная часть — знакомство с технологией «виммельбух»
Существует достаточно много образовательных технологий для речевого развития детей, которые используются педагогами в работе с дошкольниками. Сегодня я хочу познакомить вас с одной из новых и интересных технологий, которую можно успешно использовать в домашних занятиях, — технологией «виммельбух».
Итак, что же такое «виммельбух»?
Все дети любят рассматривать иллюстрации в книгах. «Виммельбух» — это красочная «книга-гляделка», в которой нет текста, но много иллюстраций. Другими словами, книга для разглядывания. Количество деталей на страницах огромно! Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно, нет первого плана, второго.
История создания Wimmelbuch («изобилующая, мельтешащая книга») уходит своими корнями в Германию, а ее автором считают художника Али Митгуша, который около сорока лет назад нарисовал первую книгу-картинку используя подзабытый прием немецких граверов XVII в. Его суть заключается в том, что при рассматривании изображений все фигуры кажутся равными, вне зависимости от расположения, — так, как если бы зритель сидел верхом на коне (кавалеристская перспектива). Этот жанр очень быстро очаровал как детей, так и взрослых.
«Виммельбух» — не просто привлекательная для ребенка книга, но еще и очень полезная. Всякий раз, открывая книгу, можно находить новые жизненные ситуации, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями — и все это в виде сиюминутно рождающихся историй.
При разглядывании картинок можно в игровой форме познакомить ребенка с разными животными, людьми, рассказать о транспорте, о смене сезонов, об особенностях жизни в деревне и в городе или о том, как жили люди в рыцарском замке.
Рассматривание иллюстраций, особенно сложных, развивает все базовые психические процессы.
Ощущения: происходит стимуляция зрительного анализатора, улучшается взаимодействие системы «глаз — мозг».
Восприятие: формируется целостная картина мира, рождаются новые образы.
Внимание: тренируется устойчивость внимания, способность к концентрации. Формируются произвольное внимание, способность сохранять интерес к объекту длительное время.
Память: развивается способность к запоминанию, длительному хранению и воспроизведению информации.
Мышление: закладываются первые кирпичики образного и логического мышления.
Речь: обогащается словарный запас, развивается связная речь.
Важно: нужна помощь (стимулирующее воздействие) взрослого.
Практическая часть
По ходу рассказа ведущего родители рассматривают иллюстрации из книги и выполняют задания.
1-я часть — ознакомление с готовыми виммельбухами.
Виммельбух бельгийского иллюстратора Тома Шампа рассказывает о приключениях котенка Отто и отличается тем, что изображения размещены по кругу, — книгу можно и нужно вертеть, рассматривая иллюстрации под разными углами. Досмотрев виммельбух до конца, его нужно перевернуть и отправиться вместе с усатым героем в обратный путь. Это уже даже не книга-картинка, а книга-приключение или книга-фильм.
Еще одна интересная книга — талантливой художницы Татьяны Саввушкиной. На каждой странице оживают герои любимых русских народных сказок.
Задания для рассматривания иллюстраций
- Назовите сказочного героя. Из какой он сказки?
- Назовите знакомого сказочного героя, расскажите сказку или сочините собственную.
- Назовите сказочного героя, который... (например, идет по дорожке, стоит рядом с избушкой и др.).
Итак, как организовать занятия по рассматриванию картинок с ребенком дома?
2-я часть — работа в паре (один из взрослых принимает на себя роль ребенка).
Рассматривание иллюстраций осуществляется с использованием игровых упражнений (см. приложение 2).
3-я часть — как изготовить объемный виммельбух на тему «Мой любимый город» своими руками, или вторая жизнь раскрасок (по аналогии можно изготовить виммельбух на любую тему).
Первый шаг
Вам понадобится ватман. Раскладываем его на столе, предварительно отрезаем небольшую полосу шириной 3—4 см для крепления фигурок.
Второй шаг
Намечаем, что и где будет находиться: магазин, детский сад, больница, аптека и др. (в зависимости от темы).
Третий шаг
Фломастерами или карандашами, рисуем дороги.
Четвертый шаг
Вырезаем фигурки героев и детали из старых раскрасок. Одни фигуры могут быть приклеены к основе (ватману), другие можно перемещать по всему городу, играть с ними, прятать и искать.
Заключительная часть. Рефлексия
Ведущий предлагает участникам мастер-класса ответить на вопросы.
- Что для вас было интересным?
- Планируете ли вы использовать данный материал в занятиях с ребенком дома?
- О чем бы вы хотели узнать подробнее?
- Вопрос-ответ (по желанию).
Приложение 1Памятка для родителей «Рассматриваем иллюстрации с пользой»
Общие рекомендации
- Рассматривая иллюстрации, важно учитывать индивидуальные
особенности поведения ребенка.
Если ребенок спокойный, ценит тесный физический контакт он может рассматривать книгу, сидя у взрослого на коленях.
Если ребенок активный, подвижный, можно разложить книг/ на коврике.
Для самостоятельного ребенка подойдут занятия за собственным столом.
Можно и не сидеть близко с ребенком, достаточно быть рядом и задавать ему наводящие вопросы к его исследовательской деятельности: это надолго займет ребенка и позволит взрослым заниматься своими делами.
- Покажите иллюстрацию (книгу), предложите ребенку ее рассмотреть самостоятельно, в своем ритме.
- Чтобы превратить рассматривание иллюстраций в интересную и увлекательную игру, можно вооружиться игровой «лупой».
Варианты игровых заданий
- «Найди знакомые предметы. Назови их».
- «Найди как можно больше... (например, овощей)».
- Можно устроить соревнование «Кто быстрее — ты или я?».
- «Расскажи о...»: взрослый предлагает составить историю с персонажем — кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает и т.п.
- «Сравни картинки», «Найди похожие предметы»: взрослый предлагает сравнить изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом).
- «Назови то, что запомнил»: закрыть разворот после рассматривания и предложить ребенку назвать то, что там было изображено.
Высказывания великих людей о воспитании и развитии детей
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Ж.-Ж. Руссо
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
Послушайте — и вы забудете, посмотрите — и вы запомните, сделайте — и вы поймете.
Конфуций