Мастер-класс для родителей «Развиваем речь детей интересно!»

Целью мастер-класса является повышение компетентности родите­лей в вопросах речевого развития дошкольников.

Задачи

Познакомить родителей с техно­логией «виммельбух».

Активизировать самостоятельную работу родителей; предложить реко­мендации по использованию «книжек-гляделок» в совместной деятельности с детьми.

Вводная часть «Значение семьи в речевом развитии детей»

— Ребенок от трех до шести лет похож на ларчик, который открывается непросто. В нем столько спрятано возможностей, что не перечесть! И от нас, взрослых, зависит, как эти воз­можности, способности ребенка будут развиваться.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве — именно этот период особенно бла­гоприятен для усвоения речи.Ученые доказали, что 85% всей информации, получаемой человеком за свою жизнь, он усваивает в первые три года жизни, то есть в те годы, когда его воспитанием занимается только семья. Отсюда — вся важность семейного воспитания в жизни чело­века. Все важнейшие навыки ребенок приобретает в семье, в том числе и навык правильной речи.

Бытует мнение, что произноситель­ная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, что ребенок сам постепенно овла­девает правильным произношением. В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в ее развитии. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье.

Развитие речи — процесс слож­ный, творческий и поэтому необхо­димо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (с учетом возрастных особенностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Основная часть знакомство с технологией «виммельбух»

Существует достаточно много образовательных технологий для речевого развития детей, которые используются педагогами в работе с дошкольниками. Сегодня я хочу познакомить вас с одной из новых и интересных технологий, которую можно успешно использовать в домашних занятиях, — технологией «виммельбух».

Итак, что же такое «виммельбух»?

Все дети любят рассматривать иллюстрации в книгах. «Виммель­бух» — это красочная «книга-гляделка», в которой нет текста, но много иллюс­траций. Другими словами, книга для разглядывания. Количество деталей на страницах огромно! Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно, нет первого плана, второго.

История создания Wimmelbuch («изобилующая, мельтешащая книга») уходит своими корнями в Германию, а ее автором считают художника Али Митгуша, который около сорока лет назад нарисовал первую книгу-картинку используя подзабытый прием немецких граверов XVII в. Его суть заключается в том, что при рассматривании изоб­ражений все фигуры кажутся равными, вне зависимости от расположения, — так, как если бы зритель сидел верхом на коне (кавалеристская перспектива). Этот жанр очень быстро очаровал как детей, так и взрослых.

«Виммельбух» — не просто при­влекательная для ребенка книга, но еще и очень полезная. Всякий раз, открывая книгу, можно находить новые жизненные ситуации, сравнивать и предполагать развитие событий, зна­комиться с новыми словами, поняти­ями — и все это в виде сиюминутно рождающихся историй.

При разглядывании картинок можно в игровой форме познакомить ребенка с разными животными, людьми, расска­зать о транспорте, о смене сезонов, об особенностях жизни в деревне и в городе или о том, как жили люди в рыцарском замке.

Рассматривание иллюстраций, осо­бенно сложных, развивает все базовые психические процессы.

Ощущения: происходит стимуляция зрительного анализатора, улучшается взаимодействие системы «глаз — мозг».

Восприятие: формируется целост­ная картина мира, рождаются новые образы. 

Внимание: тренируется устой­чивость внимания, способность к концентрации. Формируются про­извольное внимание, способность сохранять интерес к объекту дли­тельное время.

Память: развивается способность к запоминанию, длительному хране­нию и воспроизведению информации.

Мышление: закладываются первые кирпичики образного и логического мышления.

Речь: обогащается словарный запас, развивается связная речь.

Важно: нужна помощь (стиму­лирующее воздействие) взрослого.

Практическая часть

По ходу рассказа ведущего роди­тели рассматривают иллюстрации из книги и выполняют задания.

1-я часть ознакомление с готовыми виммельбухами.

Виммельбух бельгийского иллюс­тратора Тома Шампа рассказывает о приключениях котенка Отто и отлича­ется тем, что изображения размеще­ны по кругу, — книгу можно и нужно вертеть, рассматривая иллюстрации под разными углами. Досмотрев виммельбух до конца, его нужно перевернуть и отправиться вместе с усатым героем в обратный путь. Это уже даже не книга-картинка, а книга-приключение или книга-фильм.

Еще одна интересная книга — талантливой художницы Татьяны Саввушкиной. На каждой странице оживают герои любимых русских народных сказок.

Задания для рассматривания иллюстраций

  • Назовите сказочного героя. Из какой он сказки?
  • Назовите знакомого сказоч­ного героя, расскажите сказку или сочините собственную.
  • Назовите сказочного героя, который... (например, идет по дорож­ке, стоит рядом с избушкой и др.).

Итак, как организовать занятия по рассматриванию картинок с ребенком дома?

2-я часть — работа в паре (один из взрослых принимает на себя роль ребенка).

Рассматривание иллюстраций осу­ществляется с использованием игровых упражнений (см. приложение 2).

3-я часть — как изготовить объ­емный виммельбух на тему «Мой любимый город» своими руками, или вторая жизнь раскрасок (по аналогии можно изготовить виммельбух на любую тему).

Первый шаг

Вам понадобится ватман. Раскла­дываем его на столе, предварительно отрезаем небольшую полосу шириной 3—4 см для крепления фигурок.

Второй шаг

Намечаем, что и где будет нахо­диться: магазин, детский сад, боль­ница, аптека и др. (в зависимости от темы).

Третий шаг

Фломастерами или карандашами, рисуем дороги.

Четвертый шаг

Вырезаем фигурки героев и детали из старых раскрасок. Одни фигуры могут быть приклеены к основе (ват­ману), другие можно перемещать по всему городу, играть с ними, прятать и искать.

Заключительная часть. Рефлексия

Ведущий предлагает участникам мастер-класса ответить на вопросы.

  • Что для вас было интересным?
  • Планируете ли вы использо­вать данный материал в занятиях с ребенком дома?
  • О чем бы вы хотели узнать подробнее?
  • Вопрос-ответ (по желанию).

Приложение 1Памятка для родителей «Рассматриваем иллюстрации с пользой»

Общие рекомендации

  1. Рассматривая иллюстрации, важно учитывать индивидуальные
    особенности поведения ребенка.

Если ребенок спокойный, ценит тесный физический контакт он может рассматривать книгу, сидя у взрослого на коленях.

Если ребенок активный, подвижный, можно разложить книг/ на коврике.

Для самостоятельного ребенка подойдут занятия за собственным столом.

Можно и не сидеть близко с ребенком, достаточно быть рядом и задавать ему наводящие вопросы к его исследовательской деятель­ности: это надолго займет ребенка и позволит взрослым заниматься своими делами.

  1. Покажите иллюстрацию (книгу), предложите ребенку ее рассмот­реть самостоятельно, в своем ритме.
  2. Чтобы превратить рассматривание иллюстраций в интересную и увлекательную игру, можно вооружиться игровой «лупой».

Варианты игровых заданий

  1. «Найди знакомые предметы. Назови их».
  2. «Найди как можно больше... (например, овощей)».
  3. Можно устроить соревнование «Кто быстрее — ты или я?».
  4. «Расскажи о...»: взрослый предлагает составить историю с пер­сонажем — кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает и т.п.
  5. «Сравни картинки», «Найди похожие предметы»: взрослый пред­лагает сравнить изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом).
  6. «Назови то, что запомнил»: закрыть разворот после рассмат­ривания и предложить ребенку назвать то, что там было изображено.

 

 Высказывания великих людей о воспитании и развитии детей

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.-Ж. Руссо

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

Послушайте — и вы забудете, посмотрите — и вы запомните, сделайте — и вы поймете.

Конфуций

 

Обновлено: 07.01.2022 в 21:12.