Самоанализ открытого показа интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Цель: систематизировать знания детей по лексическим темам “Весна”, “Деревья”, “Перелётные и зимующие птицы”, “Дикие животные”.
Задачи:
Образовательные: формировать элементарные представления о признаках весны. Продолжать учить составлять описательный рассказ о диких животных с помощью наглядной опоры. Продолжать учить детей работать по схеме. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Развивающие: развивать речь детей, обогащать их словарный запас. Активизировать внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Способствовать развитию нравственных, эстетических чувств. Развивать двигательную активность – координация речи с движением. Развивать самоконтроль.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Вид НОД: интегрированное.
Форма проведения: подгрупповая.
Реализация поставленных задач прослеживается через интеграцию следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Вид деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная.
Словарная работа: Березовый, липовый, дубовый лес, барсучий, барсучата, скворчонок.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация к занятию в программе Power Point, предметные картинки животных, иллюстрации с изображением берёзового леса, весеннего парка, дидактическая игра «Морфологический ящик», опорная схема описания диких животных, песочные столы, степ-платформы, перекладины.
Предварительная работа: Экскурсии по участку детского сада, наблюдения за деревьями, птицами в разное время года. Работа с лэпбуком “Перелетные птицы”. Дидактические игры, продуктивно – творческая деятельность по теме “Весна”.
Программное содержание непосредственно образовательной деятельности, объём и сложность соответствуют возрастным, физическим и индивидуально – психологическим особенностям детей шестого года жизни, требованиям ФГОС ДО.
Эстетика, гигиенические требования к проведению непосредственно образовательной деятельности и оборудование отвечают санитарным правилам и нормам. Длительность занятия превысила установленную СанПин норму.
В процессе непосредственно образовательной деятельности решались образовательные, развивающие, воспитательные задачи, была обеспечена их комплексность, взаимосвязь и подчинение единой концепции.
Занятие состоит из трёх частей:
- Организационно-мотивационная часть. Казачье приветствие детей способствовало созданию эмоционального контакта, дыхательная гимнастика помогла детям успокоится, а полоса припятствий в сопровождении художественного слова - побудить доброжелательное отношение к природе. Стимулом к началу виртуальной экскурсии в весенный лес послужилоприглашение от дедушки Ау.
- Основная часть. Для повышения мотивации концентрации внимания детей был использован наглядный прием -показ слайдов, что способствовало уточнению знаний о признаках весны, а также развивало у детей логическое мышление. Интерактивные упражнения “Чей хвост?” , “Что лишнее?”, “Место звука в слове” позволили повысить эффективность выполнения заданий. Однако сама допустила грубую ошибку: самка кабана - дикая свинья.
В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей не перебивать друг друга, отвечать полными предложениями, активизировала словарь, уточняла, дополняла. Основная часть НОД условно была разделена на этапы, взаимосвязанные одним сюжетом и плавно переходящие друг в друга. На протяжении всего занятия дети работали с морфологическим ящиком, постепенно создавая экспозицию весеннего леса. Во время НОД провела физкультминутку “Гуси”, стимуляцию нервных окончаний массажным мячом в упражнении “Признаки весны” и при работе с песочным столом. Смена деятельности позволила предотвратить утомляемость детей. Наглядные пособия были красочными, использовались эффективно, в полной мере. В качестве музыкального сопровождения использовала классическую музыку, рекомендуемую для прослушивания детьми старшего дошкольного возраста. Темп занятия был умеренным, спокойным, удалось избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию обучения. Однако, продолжительность образовательной деятельности составила 32 минуты, что не соответствовует рекомендациям Сан Пин.
III. Заключительная часть занятия. Считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы и приемы обеспечили мотивацию деятельности детей, достижение поставленных задач помогли обобщить и закрепить полученные знания.
Перспектива дальнейшей работы: развивать интересы детей по экологическому воспитанию; работа в эковолонтерском отряде.