Конспект Добумажные истории

Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников “Добумажные истории”. 

автор: воспитатель 1 к\к , Усольцева Е.А.

Образовательная деятельность проводится с детьми 6-7 лет. Её цель - познакомить с “предками” бумаги и историей её возникновения.

Образовательные задачи: познакомить детей с предметами-заменителями бумаги, обратить внимание детей на значение бумаги в жизни человека и ценность дерева для планеты.

Развивающие задачи: развивать способность сравнивать различные свойства материалов для письма, анализировать и планировать свою деятельность. Развивать мелкую моторику.

Воспитательна задача: формировать разумное потребление бумажной продукции.

Тип занятия - интегрированное.

Методы и приемы: квест-игра,беседа, игровая ситуация с использованием физических упражнений, художественное слово, показ и объяснение воспитателя, наблюдение, экспериментирование, анализ и др.

Форма проведения - совместная деятельность воспитателя с детьми.

Материалы и оборудование: презентация, медиапроектор, ноутбук, эпизод из мультфильма “Фиксики о бумаге, лист бумаги А4, щепка весом 15-20 гр., предметы из бумаги по количеству детей (книги, тетради, конверт, одноразовая посуда и т.п.), песочный стол, иллюстрация кукол в китайских национальных костюмах, жестяные крышки с влажной глиной и расплавленным воском по количеству детей, стеки, свеча, щипцы.

Ход образовательной деятельности.

СЛАЙД 1. Организационный момент.

Воспитатель. Вы бываете в лесу,
                      Не подозреваете.
                      Между книжек и тетрадей
СЛАЙД 2      Вы в лесу гуляете.

Как вы думаете, о чём речь?

Ответы детей.

Основная часть.

Воспитатель. Правильно, это бумага. Хотите узнать, как из дерева получается бумага? Тогда внимание на экран.

СЛАЙД 3 (эпизод из мультфильма “Фиксики о бумаге”. 40 сек).

Воспитатель. Кто хочет рассказать как же получается бумага?

Ответ ребёнка.

СЛАЙД 4. Воспитатель. Представляете, для изготовления одного килограмма бумаги требуется два килограмма древесины, то есть, чтобы изготовить такой лист бумаги требуется столько дерева. (демонстрация листа бумаги и щепки 15 - 20 гр).

Трудно представить сколько деревьев вырубается в день для производства бумаги. А сколько бумажных вещей окружает нас с вами. Давайте поиграем в сыщиков? Сейчас вам предстоит найти бумажные предметы в группе. Готовы?

СЛАЙД 5. Дидактическая игра “Сыщики”

Буду до пяти считать,

Ну а вам пора искать

Раз, два, три, четыре, пять

На места пора бежать.

Воспитатель. Теперь по очереди вам нужно назвать найденный предмет ласково.

Дети отвечают и отдают воспитателю свой предмет.

Воспитатель. А знаете из какой страны пришла к нам бумага?

Ответы детей.

Работа на песочном столе.

Воспитатель. Чтобы узнать кто из вас прав, нам предстоит найти подсказки на песочном столе. Для этого нужно написать первую букву своего имени на песке.

Дети (1 подгруппа) выполняют задание.

Воспитатель. А теперь присмотритесь, что же вы видете сквозь свои буквы? Что спрятано под песком?

Дети(2 подгруппа) предлагают варианты.

СЛАЙД 6. Воспитатель. Внимание на экран. Как вы думаете, из какой страны эти костюмы? (на экране дублируется картинка из песочного стола)

Ответы детей.

Воспитатель. Это китайцы, именно они придумали рецепт бумаги. Но как же люди обходились без неё раньше, на чём они писали и рисовали, как же выглядели небумажные книги?

Предположения детей.

СЛАЙД 7. Воспитатель. Хотите узнать на чем человек рисовал сначала? Тогда внимание на экран. Первый рисунок обнаружен археологами в пещерах, такой рисунок называют наскальным. Давайте вместе проговорим - “наскальный рисунок”.

СЛАЙД 8. Позже человек понял, что наскальный рисунок невозможно подарить другу. Поэтому начал искать что-то более лёгкое. Это оказалась кора дерева, на внутренней части которой можно было выцарапать послание или нарисовать его углём. Но рисунок получался неаккуратным, поэтому человек придумал наносить на СЛАЙД 9. эту же кору слой глины и рисовать на ней. А давайте и мы с вами попробуем нарисовать послание друг для друга - смайлик на глине.

Практическая работа (экспериментирование).

Воспитатель. Но после высыхания глина становится хрупкой. Почему?

Дети отвечают.

Сейчас вы сами все увидете и поймете - мы проведем эксперимент, но нам попадобится огонь свечи. Чем он может быть опасен?

Дети отвечают.

Правильно, поэтому пользоваться огнём можно только взрослым (воспитатель нагревает жестяную крышку с глиной над свечой) Посмотрите что произошло.

Дети отвечают.

СЛАЙД 10. Воспитатель. Правильно - трескается, поэтому человек придумал новый материал для письма. Как вы думаете, что это?

Дети отвечают.

Воспитатель. Это воск. Кто знает где применяется воск?

Дети отвечают.

Воспитатель. Молодцы, попробуйте нарисовать на воске цифру соответсвующую вашему настроению, где 1 - это очень грустно, а 5 - отлично.

Практическая работа.

Воспитатель. Предлагаю проверить, что же станет с нашей восковой запиской, если ее нагреть (воспитатель нагревает жестяную крышку с воском над свечой) Итак, что же произошло? Почему?

Дети делают вывод.

Воспитатель. Молодцы. Хотите узнать на чем же человек решил писать позже? Тогда пойдемте за мной.

Физминутка.

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Липа цветом зацвела,

Пчелок в гости позвала.

Ель иголки распушила

И грибочки все закрыла.

 

СЛАЙД 11. Воспитатель. Молодцы. А сейчас внимание на экран. Как вы думаете на чем написано это послание?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, это тонкие дощечки, из них даже собирали книги, но они были настолько тяжелыми, что их  не забирали домой, а читали прямо в библиотеке. Как всё-таки хорошо, что китайцы изобрели бумагу.

Рефлексия.

Воспитатель. Меня тревожит один вопрос, поможете разобраться?

Дети отвечают.

Воспитатель. Бумага полезна человеку?

Дети отвечают.

Воспитатель. А какая польза от деревьев?

Дети отвечают.

Воспитатель: То есть и бумага, и деревья полезны. Что же сделать, чтобы и планета оставалась зеленой и бумаги было достаточно?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, мне с вами было очень интересно.

Обновлено: 07.01.2022 в 21:12.