Методика

Развите музыкально-творческих способностей у детей

«Песня - это не писаная, а спетая история народа», - утверждал В.Г.Распутин и был прав. В песнях донских казаков отражена вся их история. Из всех русских песен именно в казачьей в такой полноте и яркости сохранились свидетельства событий многовековой давности, описанных живым, эмоциональным, понятным языком. "Если вы услышите, как кто-то запел казачью песню, да еще стройно и свободно, эта песня становится частью вашей жизни, даже если по происхождению вы не казак. Такое чувство единения возникает, - причем, с какими-то интересными, сильными, красивыми предками, с какой-то очень значительной культурой и историей", - писал фольклорист, знаток и собиратель казачьих песен А.С. Кабанов.

Песенное творчество донских казаков – яркое и своеобразное, оно отличается богатством жанров, ярко выраженным стилем, особой манерой исполнения.

Систематизировав музыкальный материал, собранный по станицам Ростовской области, в городах Каменске, Ростове, Новочеркасске, встал вопрос отбора песен, интересных и доступных для детского голоса. Важно было донести до сознания ребенка своеобразие песни, пробудить интерес к ней, "зажечь" её интонацией душу ребёнка.

Ознакомление с музыкальной культурой донского края
предполагает решение следующих задач:

  • Создание мотивационно-побудительной среды музыкального занятия;
  • Развитие активного музыкального восприятия посредством музыки донского края;
  • Развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • Формирование исполнительских навыков в области пения и движения;
  • Развитие самостоятельности, инициативы, творческих способностей детей.

Для успешной реализации поставленных задач наш детский сад держит тесную связь с казачьим хором нашего ДК «Кавылушка». Яркие казачьи костюмы, живость и задор донской песни смогли привлечь к себе внимание детей. Встречи с детьми превращались в праздник казачьей песни, шутки и пляски.

Знакомство с региональной музыкальной культурой осуществляется на занятиях в разделах слушание музыки, пение, музыкальное движение и вне занятий - в музыкальной студии « Нотки», фольклорных праздниках, развлечениях и т. д.

В работе над пением используются следующие приёмы:

  • привлечение к исполнению чисто интонирующих детей;
  • пение без музыкального сопровождения;
  • деление детей на две группы

(первая группа исполняет запев, вторая группа исполняет припев); - пение с солистами.

Исполнение песен сопровождается игрой на традиционных музыкальных инструментах ( баян) и на народных (бубны, деревянные ложки, стиральная доска, таз, трещотки).

Тематика казачьих песен - военно-патриотическая, любовно-лирическая, шуточная.

Казачья песня отличается интересными распевами, повторами слов, которые очень нравятся детям. Это - слова: "удаль моя - жаля моя", "жалюшенька моя", "жалко-жалко-жаль", " у ворот- верею» оживляет песню, улучшает дикцию, делает песню задорной и веселой.

Донской песне присущ сюжет. Так, например, в песнях: «У ворот-вереюшки» - образ казака, возвращающегося из похода; «Ай, на горе калина», « Как у Дона у реки» - образ задорной казачки, провожающей казака в поход; «Посею лебеду на берегу» - о казачке-труженице, ожидающей из похода казака,

«Если хочешь быть военным» - боевая казачья – о заповедях воинов казаков и т. д.

Чтобы закрепить песню, использовать её в жизни детей, надо внести в неё движение, обыграть. В инсценировании песен используется свободный перепляс (движения не фиксируются, они свободно исполняются по кругу), в котором участвуют и взрослые, и дети.

В казачьих плясках девочкам характерны следующие движения: припадание по кругу и в стороны, которое выполняется обязательно с притопом «ключ» (первый шаг на акценте, другая ножка сзади), «падебаск» (прыжок вправо-влево + 3 притопа + 3 притопа), «веревочка» (на. месте с притопом), «моталочка» и др. Девочка в пляске всегда двигается впереди, играя платочком, обе руки перед грудью. Мальчик приплясывает за девочкой следом на расстоянии полушага.

В движениях для мальчиков преобладает; прямой галоп, присядка, полуприсядка, ползунец, «усталый казак», "колесо".

Донские казачьи песни и пляски ярко вписываются в праздничные утренники и развлечения: «Один день в казачьей станице», «Покровская ярмарка в казачьем краю», «Казачьему роду нет переводу», «Мы пришли Дона-Батюшку величать», «Как пошла коляда по станице Николаевской гулять», «Широкая масленица», «Станичные посиделки», « Воинская слава казака» Любимые гости на казачьих праздниках: дед Щукарь, лихой казак Григорий, казачка Аксинья, бабушка Меланья, гнедой конь Воронок, корова Глаша и другие. Дед Щукарь - шутник, любимец детей, весельчак, затевает с детьми разные игры и забавы, просит казачат спеть ему и сплясать. Такие развлечения и праздники мы проводим регулярно. В их основе народные традиции, обрядовые и календарные праздники. Загадки, пословицы, поговорки, песни, танцы, заклички, напевы.

- Эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно.

Говоря об исполнении казачьих песен, следует сказать, что преобладала мужская традиция. Самым ценным в казачьей песне является этническое начало, уникальная разветвленная многоголосая фактура, летящий дискант.

Основу песенного репертуара казаков составляли песни, созданные ими самими: об их делах и боевых подвигах, о волновавших социальных проблемах. К их числу относятся песни о Ермаке, Разине, Некрасове, Платове, о борьбе казаков с турками и татарами.

Казачьи исторические песни отличаются не только тематикой и сюжетами, но и приемами изображения действительности. Основой их сюжета служат не отдельные события, а типические ситуации. Главная тема в казачьих исторических песнях - борьба за русскую землю и жажда справедливого, устройства общества.

Идейный смысл песен выражается в их образах, которые, как и сюжеты, имеют типический характер. Чаще всего, это казаки ~ люди вольные. Эпитет "вольный" является одним из основных, он выражает идейный смысл песен.

Поскольку основной обязанностью казака являлась защита своего Отечества, то, огромное количество песен было посвящено военно-исторической теме.

«Ай, на горе калина»
(инсценирование казачьей песни)

1. Ай,- на горе калина. -2 раза: (Дети стоят полукругом.)
Удаль моя, жаля"моя, калина.
Жалюшенька, жаля моя, калина.

2. Там девчонка ходила. - 2 раза.
(Выходит девочка-солистка, выполняет «припадание с притопом» перед детьми.)
Удаль моя, жаля моя ходила.
Жалюшенька, жаля моя ходила.

3. Каблучками топала. – 2раза
(Выходят две девочки-солистки с разных сторон полукруга, выполняют притопы.)
Удаль моя, жаля моя топала
Жалюшенька, жаля моя топала.

4. Калинушку ломала. 2 раза (Выходят три девочки-солистки, выполняют махи локтями вверх-вниз, притопывая каблучками)
Удаль моя, жаля моя ломала.
Жалюшенька, жаля моя ломала.

5. Во пучечки вязала. -2 раза. (Три девочки-солистки продолжают выполнять махи локтями вверх-вниз, притопывая каблучками, образуют «карусель», соединив локти.)
Удаль моя, жалюшка моя вязала. - 2 раза,

6. Ехал казак во поход. -2 раза. (Мальчик-солист, изображая казака на коне, скачет по кругу перед детьми, останавливается в центре.)
Удаль моя, жаля моя, водоход. (С противоположной стороны, притопывая, выходит девочка-солистка, останавливается напротив казака.)
Жалюшенька, жаля моя, во поход.
 
7. Ты казачек молодой, (куплет исполняется солисткой-девочкой)
Ты возьми меня с собой.
Удаль моя, жаля моя, да с собой
Жалюшенька, жаля моя, да с собой.
(Девочка уходит, притопывая, играя руками с платочком, мальчик провожает её, идя за ней на расстоянии полушага, выполняя характерные дви­жения казака: левая рука за поясом, правая рука выполняет
 «игру с саблей».).
8. Повторение первого куплета.

Данная работа с детьми нашла большой положительный отклик у родителей, которые являются нашими частыми гостями и участниками казачьих праздников, а также хорошими помощниками.

Результатом данной работы можно считать уверенных, активных, улыбающихся при встрече с музыкой детей. Нельзя без музыкальной культуры своей малой Родины любить свой край, природу, своих предков, знать историю своего народа. Будет неверным, если наши маленькие дети не получат еще один лучик солнца от прекрасных песен Земли, на которой растут и живут.

Обновлено: 17.11.2015 в 00:42.