Дети дерутся — алгоритмы действий в трех ситуациях

Консультации для родителей и воспитателей

Дети дерутся — алгоритмы действий в трех ситуациях

В статье — конспект семинара для воспитателей, как действовать в случае драки между детьми. Инструктор по физической культуре рассказала, как разнять дерущихся дошкольников в трех типичных ситуациях и какую помощь оказать, если ребенок получил травму.

С драками между воспитанниками сталкиваются даже опытные воспитатели. Дошкольники часто решают межличностные конфликты с помощью физической силы. Расскажите воспитателям, как действо­вать в таких ситуациях, как разнять дерущихся детей, не причинив им вреда и не попав под уголовную ответственность. Предложите алгоритмы действий в трех типичных ситуация. Дайте рекомендации, как избежать драк. Объясните и покажите, как оказать первую помощь пострадавшему ребенку. Для этого восполь­зуйтесь буклетом.

Обсудите частые причины драк и позицию воспитателя

Одинаковых воспитанников не бывает, все со своим характером, нравом, привычками. И когда эти личности встречаются в одном коллективе, получается хаос. Задача воспитателя — направить энергию детей в нужное русло, сформировать правильную модель поведения в обществе, не используя насилия и не нарушая прав ребенка.

Воспитатель должен замечать проявления агрессии и неадекватные реакции. Если у ребенка нет нарушения развития, его агрессия — это психологическая защита от фрустрирующих факторов. Задача воспитателя не игнорировать начало и развитие приступа злости, а найти возможность купировать его, помочь ребенку. Каким бы непослушным ни был ребенок, какие бы поступки он ни совершал, воспитатель не должен наказывать его физически, применять методы, унижающие достоинство малыша, ущемляющие его права.

Расскажите, как действовать в трех критических ситуациях

Используйте алгоритм действий, чтобы разрешить три типичные ситуации: когда дети дерутся из-за игрушек; когда дошкольники дерутся, чтобы привлечь внимание; когда ребенок просто склонен к агрессивному поведению.

Дети дерутся из-за игрушек. Ситуации, когда ребенок хочет играть с игрушкой прямо здесь и сейчас, и не важно, что с ней уже играет его одногруппник, случаются каждый день. Другой частый вариант: ребенок принес новую игрушку, которой нет у других. Используйте алгоритм действий, чтобы разрешить эту ситуацию.

Дети дерутся из-за игрушки — действия воспитателя

  1. Уберите игрушку и скажите: «Игрушка наказана за то, что поссорила вас».
  2. Разведите детей подальше друг от друга, предложите иную деятельность.
  3. Проиграйте ситуацию с помощью персонажей, когда дети успокоятся, но не сравнивайте персонажей с поссорившимися детьми. Покажите в игре правильный поведенческий пример.
  4. Научите детей спрашивать друг у друга: «Можно у тебя взять игрушку?» Объясните, что у каждого должно быть право ответить «нет». Введите для всех правило: «Если разрешили — брать можно, не разрешили — нельзя».
  5. Порекомендуйте родителям не давать с собой детям дорогие или необычные игрушки.

Дети дерутся, чтобы привлечь внимание или восстановить справедливость.

Ребенок начинает вымещать обиду на сверстниках или более маленьких и слабых детях, если взрослые равнодушны к нему, уделяют мало времени, по любому поводу критикуют, делают замечания. Драками он хочет привлечь к себе внимание воспитателя. Другая причина агрессивного поведения: ребенок отличается от других детей, его отвергают одногруппники, обижают. Это может быть, например, из-за дефекта речи или очков, которые носит ребенок. Дракой он пробует убедить сверстников принять его. Используйте алгоритм действий, чтобы разрешить эту ситуацию.

Дети дерутся, чтобы привлечь внимание, — действия воспитателя

  1. Отвлеките детей неожиданной фразой, например: «Посмотрите — зайчик за окном».
  2. Встаньте между детьми, затем присядьте на уровень их глаз, возьмите детей за руки, разведите по разным сторонам от себя. Не отпускайте рук, пока эмоциональное состояние детей не стабилизируется.
  3. Выясните причину ссоры.
  4. Не принимайте ни одну из сторон.
  5. Не наказывайте детей за драку и не говорите, что они наказаны.
  6. Не оценивайте ребенка словами: «Ты плохой», оцените поведение словами: «Ты поступил плохо, ты ударил Ваню — ему больно».
  7. Дайте каждому ребенку высказаться, спросите: «Что ты сейчас чувствуешь?», «На что ты злишься?»
  8. Предложите детям, когда они успокоятся, конкретный вид деятель­ности, но в разных подгруппах. Объясните, что, если драчуны не могут договориться, — значит, должны играть по отдельности.
  9. Поговорите с родителями каждого участника драки, но в отсутствие детей, расскажите о причине конфликта. Предложите консультацию психолога, если ребенок проявляет агрессию систематически.

Агрессивные дети. В каждой группе встречается ребенок с призна­ками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, об­зывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Таких детей не любят большинство родителей и часто требуют перевести драчуна в другую группу. Воспитателю не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему ведет себя так. При этом малыш заранее знает, что поступает неправильно. Частая причина такого поведения — попытка заявить о своем «я», протест против действий взрослых. Используйте алгоритм действий, чтобы избежать вспышек агрессии или тяжелых последствий от нее

Агрессивный ребенок — действия воспитателя

  1. Обращайте внимание на признаки агрессии: недружелюбные взгляды, бормотание под нос, сжатые кулаки.
  2. Не кричите на ребенка, начавшего драку, не отвечайте агрессией на агрессию.
  3. Отведите руку ребенка или возьмите его за плечи. Резко, но спокойно скажите: «Нельзя драться!»
  4. Опуститесь на один уровень с ребенком, обнимите его.
  5. Предложите ребенку релаксирующее упражнение «Выпустить пар»: потопать ногами, побить специальную подушку, скомкать или разорвать лист бумаги, нарисовать свою злость.
  6. Разговаривайте с ребенком, когда он в стабильном эмоциональном состоянии: постарайтесь вызвать доброжелательные чувства по отношению к обиженному им ребенку: «Неужели тебе не жалко других детей?», «Если ты не будешь жалеть других, то и тебя никто не пожалеет». Подведите ребенка к пониманию причин своего поведения и его последствий: «Ты стукнул Ваню потому, что...», «Саша не захочет с тобой дружить, если ты его будешь обижать».
  7. Находитесь рядом с ребенком, пока он не успокоится, предложите ему ответственное поручение: например, помочь вам разложить альбомы для рисования.
  8. Поговорите с родителями агрессивного ребенка в отсутствие малыша, расскажите о произошедшем, предложите консультацию психолога.

Объясните, как оказать первую помощь в случае травмы во время драки

Если ребенок получил травму в результате конфликта или драки, воспитатель должен незамедлительно поставить в известность руководителя образовательной организации — заведующего или другое уполномоченное лицо. Руководитель же должен действовать в соответствии с алгоритмом.

Во время драк дети чаще всего получают ссадины и порезы, ушибы и переломы, носовые кровотечения. Сотрудники ДОО обяза­ны оказать ребенку первую помощь. Какие действия предпринять, чтобы не усугубить ситуацию и не оказаться виноватым, смотрите в буклете

Ребенок получил травму во время драки — действия заведующего

  1. Показать ребенка медсестре.
  2. Вызвать скорую помощь при необходимости.
  3. Сообщить о случившемся родителям или законным представите­лям ребенка.
  4. Сопроводить ребенка в медучреждение, если врачи скорой помощи укажут на необходимость экстренной госпитализации ребенка, а ро­дители еще не приехали.
  5. Зафиксировать обстановку для расследования, произошедшего: составить схему, определить участников инцидента, свидетелей среди детей, опросить сотрудников в письменном виде.
  6. Сообщить о произошедшем остальным родителям участников драки.
  7. Организовать расследование произошедшего.

Ссадина и порез. Ссадина — поверхностное повреждение кожных покровов. Порез — повреждение всех слоев кожи насквозь острым предметом. Первая помощь при порезах и ссадинах состоит из двух частей: предотвратить попадание инфекции и остановить крово­течение.

Ушибы. Ушиб — закрытая травма тканей без нарушения их целостно­сти. Ушиб относится к травмам легкой и средней тяжести. Однако сразу после ушиба, особенно сильного, не всегда возможно быстро и верно определить тяжесть травмы. То, что вначале показалось ушибом, может быть переломом или трещиной кости, разрывом внутренних органов, сотрясением мозга. Поэтому первая помощь при ушибах должна быть оказана правильно, а в любых сомни­тельных случаях необходимо обращаться за врачебной помощью в медучреждение.

Перелом. Если ребенок не может пошевелить рукой из-за сильной боли, если произошла видимая деформация конечности, а отек бы­стро нарастает — скорее всего, у малыша перелом. Но без рентгена даже врач не всегда определяет наличие перелома. Для фиксации места перелома нужно использовать шину. Если ее не оказалось в аптечке группы, воспитатель может использовать в качестве шины сложенный в несколько слоев картон: обернуть его ватой, обмотать бинтом, подвесить больную руку на косынке. При повреждении ног трудно найти картон такого размера, поэтому подойдет кусок фанеры или небольшая доска.

Носовое кровотечение. Носовые кровотечения необходимо быстро останавливать. Если кровотечение вызвано инородным телом, сразу вызывайте скорую помощь. Не пытайтесь вытащить сами инородное тело. При попытках самостоятельно достать инородное тело оно может сместиться и попасть в дыхательные пути, спровоцировать удушье.

Если у ребенка при носовом кровотечении обморочное или предоб­морочное состояние, головокружение, тошнота, рвота или вы подозре­ваете перелом носа, немедленно вызывайте скорую. Дети с такими симптомами подлежат экстренной госпитализации в лор-отделение. При оказании первой помощи старайтесь успокоить ребенка: ис­пуг, возникший у ребенка при виде крови, приводит к учащению сердцебиения и подъему артериального давления, что увеличивает потерю крови.

Социальный педагог Пашкова Т.М.

Обновлено: 07.01.2022 в 21:12.